"… Слышно радио мне,
Что поет на районном театре".
60 лет назад советские люди уже наизусть знали все блядские пьесы замечательного драматурга Александра Корнейчука:
"Театр
"Платон Кречет"
У пьесы украинского драматурга А. Корнейчука "Платон Кречет" – большая и богатая сценическая история. Созданная в 1934 году, она ставилась в столичных и в большинстве периферийных театров Советского Союза. Ее показывали тысячи коллективов художественной самодеятельности. В числе первых драматургических произведений пьеса "Платон Кречет" была удостоена Сталинской премии.
"Платон Кречет" – одно из лучших произведений драматургии о новой советской интеллигенции, взращенной партией Ленина-Сталина, советским общественным и государственным строем. В нем заключен острый драматургический конфликт, отражающий борьбу новаторов против рутины и косности, победу нового.
Включение этого произведения в репертуар областного драматического театра – факт, бесспорно, положительный. К заслугам театра и постановщика-режиссера А. Б. Шатрина – следует отнести оптимистическое решение всего спектакля. Художник В. М. Лебедев удачно оформил спектакль. Актеры, за исключением отдельных неудач, раскрыли перед зрителем образы подлинных советских патриотов.
Правильное творческое режиссерское и актерское решение основного образа – образа врача-новатора Платона Кречета – определило последовательное и ясное раскрытие идеи всего спектакля.
В разговоре с председателем исполкома Берестом Платон делится своей мечтой, ставшей девизом его жизни: "…Недалек тот день, когда мы уничтожим преждевременную старость навсегда, оторвем у смерти время, вернем будущим поколениям миллионы солнечных дней".
В этой мечте – ключ к раскрытию образа. У лауреата Сталинской премии В. В. Лещева Платон Кречет – человек, ясно видящий благородную цель, смело и бесстрашно идущий к ее достижению. У Кречета – Лещева нет той холодной рассудочности, мешковатости, которыми наделяют иногда этот образ. Платон Кречет в исполнении В. В. Лещева – натура деятельная, подвижная, страстная. За его внешней скромностью видна неукротимая воля новатора.
Две маленькие сцены, из числа многих удачно решенных режиссером и хорошо проведенных актером, особенно отчетливо раскрывают облик Платона Кречета. Это сцена в квартире Береста, когда Платон вдруг вспыхивает и с юношеской увлеченностью начинает доказывать Лиде ее ошибки в проекте. Здесь у него подъем духа, влет мысли, выплеснувшая наружу кипучая энергия. И сцена перед операцией наркома, когда потрясенный уходом Лиды и смертью ее отца, Платон, превозмогая себя, по долгу службы и зову сердца идет на операцию. Перед зрителем предстает уставший, казалось, потерявший силы, мало уверенный в себе человек. Но и в той, и в другой картинах ярко выражены жизнедеятельный темперамент, внутренняя собранность, глубокое сознание общественного долга.
Исполнение роли В. В. Лещевым не безупречно. Он не передает с желаемой теплотой, душевностью искреннего чувства любви Платона к Лиде.
Неглубокое решение лирических сцен, являющееся одним из недостатков всего спектакля, в известной мере обусловлено отсутствием ясного, четкого рисунка образа архитектора Лиды в исполнении лауреата Сталинской премии артистки Р. Ф. Юреневой. Она не сумела показать сильной и умной, искренне любящей девушки. Там, где нужна простота и бодрость, как, например, в первой картине (в торжественные для Лиды минуты), она предстает перед зрителем, словно скованная, замкнутая в себе; там, где зритель ждет, как распахнется душа русской девушки (объяснение в любви с Платоном), артистка вдруг начинает кокетничать. Тогда ничего не остается от серьезности Лиды, перед зрителем – пустышка, и становится непонятным, чем увлекла она такого волевого человека, как Платон.
У артистки Р. Ф. Юреневой есть удачно сыгранные куски интересной роли Лиды, например, сцена в больнице. Однако в целом этот образ получился мало убедительным, что обедняет также и образ Платона, хотя и не в главном, и не в решающем. Основная идея спектакля – борьба за новое, передовое, - хорошо развивается в образах Береста, Бублика, Христины Архиповны, молодых медиков.
Береста лауреат Сталинской премии, заслуженный артист республики Н. И. Харченко показывает в спектакле решительным и прозорливым руководителем. Вместе с тем Берест в его исполнении отзывчивый товарищ, умеющий поддержать, вдохновить новаторов, передовых людей. Правда, Н. И. Харченко напрасно в отдельных сценах излишне официален, нарочито сух. И именно в этих сценах улавливаются знакомые иркутскому зрителю стереотипные жесты, что вызывает досаду. Артист с теплотой, с мягким юмором проводит бытовые сцены.
Интересна работа артиста А. А. Павлова над образом терапевта Терентия Ивановича Бублика. В его исполнении Бублик – самобытен. Это человек большого душевного обаяния, безупречный труженик, с юношеской увлеченностью отдающийся любимой профессии. В нем что-то сохранилось еще от земского врача, но в мыслях, в действиях он человек нового времени и идет вместе с новаторами. А. А. Павлов играет свою роль так, что зрителю становятся ясными отношения старого опытного врача с представителями нового поколения специалистов-медиков.
Особенно выделяется в исполнении А. А. Павлова разговор Бублика с заведующим больницей Аркадием Павловичем. Здесь и лукавство, и внутренняя борьба чувств, и бесповоротное, уничтожающее отвращение, наконец, открытый протест против низости и подлости. Жаль, что в первой картине А. А. Павлов пытается играть простачка. Это до некоторой степени мешает сразу увидеть ум и благородство Терентия Ивановича.
Не велика роль у лауреата Сталинской премии заслуженной артистки республики Е. Е. Барановой, но и в ней она, с присущей артистке проникновенностью, выразила глубокие симпатии пожилой санитарки Христины Архиповны к новаторам, к молодежи, идущей к новому.
Заслуживает одобрения исполнение ролей молодых специалистов – последователей Платона Кречета лауреатом Сталинской премии Р. И. Байковой (Валя) и артистом И. Н. Конопацким (Степа). Во многом правдива и интересна игра артистки З. В. Успенской в трудной роли Майки. Слаб в ряде картин, невыразителен образ Марии Тарасовны – матери Платона, артистка В. П. Миржинская исполняет эту роль без внутреннего волнения.
Во всей пьесе лишь двумя персонажами – завгорздравом Бочкаревой и заведующего больницей Аркадия Павловича –Платону Кречету противопоставлены мелкие и ограниченные люди, мешающие, вредящие творческим поискам молодого врача. Постановщик и актеры поступают правильно, усиливая краски там, где требуется осуждение пороков и слабостей этих персонажей.
Наиболее удачно справляется с этой задачей заслуженная артистка республики Г. А. Крамова. Ее Бочкарева – недалекий, случайно попавший к руководству человек, тормозящий дело своим верхоглядством.
Образ Аркадия Павловича психологически сложнее. Он не только невежда в науке и в порученном ему деле, но к тому же еще и карьерист, перестраховщик, обыватель. Артист А. П. Тишин последователен и убедителен в раскрытии этих отрицательных черт Аркадия Павловича.
Но по замыслу драматурга Аркадий Павлович под воздействием общественности осознает ошибочность своего отношения к Платону Кречету. Донести эту мысль нужно в коротком разговоре с Платоном и Лидой, что требовало от режиссера и от актеров поисков наибольшей выразительности. Пока этого в спектакле еще нет. Когда Аркадий Павлович, пожав руки Платону и Лиде, уходит из комнаты, остаешься в неведении: понял ли он свои ошибки или его разговор – лишь очередная уловка. Действие происходит где-то в глубине сцены, второпях, без той степени внутренней взволнованности Аркадия Павловича, которая неизбежно должна быть у него в эти минуты. Ведь в осознании Аркадием Павловичем его ошибки должна звучать победа нового.
Постановкой спектакля "Платон Кречет" театр закрыл сезон. Хорошее завершение года работы творческого коллектива. "Платон Кречет" – одна из лучших постановок прошедшего сезона.
Евг. Бандо".
("Восточно-Сибирская правда", 1952, № 189 (10, август), с. 3).