"... И по Волге, свободной навеки,
Корабли приплывают в Москву".
75 лет назад в СССР самыми пламенными организаторами и руководителями исправления ошибок природы были либо разоблаченные вскоре бешеные собаки, либо те ещё жуки: "Канал Москва-Волга готов. Сегодня публикуется постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о сдаче канала в эксплоатацию. С 15 июля открывается нормальное пассажирское и грузовое движение по каналу. Вступает в строй одно из замечательнейших сооружений великой сталинской эпохи.
Одержана чрезвычайно крупная победа большевистской организованности над природой. Древняя московская земля преображена. Серебром канала обрамлены тихие дмитровские и яхромские села и деревни. "Ошибка" природы, лишившая столицу советской страны мощной водной артерии, исправлена - Москва получает прекрасный водный тракт, становится крупным портом. Окончательно разрешена проблема дальнейшего снабжения столицы питьевой водой, проблема, которая год от году становилась все более острой.
Уже в 1937 году Сталинская станция даст городу 25 млн. ведер воды в сутки, а в 1938 году - еще 25 млн. Это почти вдвое увеличивает водоснабжение столицы. Возникшие под самой Москвой водные просторы совершенно преображают местность. Спортивные стадионы и парки появятся на месте пустырей, оврагов и свалок. Судоходный путь на Волгу и дешевый водный транспорт окажут чрезвычайно благоприятное влияние на развитие местной промышленности и кустарных промыслов.
За 4 года создано сооружение, которое может быть с полным правом отнесено к числу крупнейших мировых судоходных каналов. И если строители Панамского канала преодолели горный массив Кулебры, а строители Суэца - тяжесть африканских песков, то большевики победили подмосковные зыбкие плывуны, которые по справедливости могут быть названы труднейшими грунтами.
Большое количество москвичей уже успело познакомиться с каналом. Тысячи экскурсантов ежедневно отправляются туда для того, чтобы воочию убедиться в блеске советской строительной техники. Нет такого человека, который не унес бы с канала чувство восхищения и гордости за свою страну.
Канал Москва-Волга мы начали строить, имея за плечами богатый опыт строительства Беломоро-Балтийского канала. И все же оказалось, что этого опыта недостаточно, что трудности надвинулись колоссальные, что надо переучиваться на месте и одновременно работать неустанно, не покладая рук. Одолеть московские плывуны было труднее, чем карельский диабаз.
И тем не менее канал построен в рекордный срок!
Строительство канала Москва-Волга партия и правительство поручили Наркомвнуделу. На стройке были заняты тысячи инженеров и техников, значительная часть которых являлась коммунистами и комсомольцами. Дружно и спаянно, рука об руку с инженерами-коммунистами работали беспартийные, честные, преданные специалисты.
Если на Беломорско-Балтийском канале ведущая роль принадлежала старым инженерам, то на канале Москва-Волга показали себя во всем блеске молодые советские специалисты, питомцы наших высших технических учебных заведений.
Молодые инженеры, только-что оставившие студенческую скамью, за годы строительства канала превратились в опытных мастеров своего дела, получив такой запас знаний, какой явится для них ценнейшим багажом на всю жизнь. Впрочем, и старые инженеры, видавшие многое на своем веку, и те утверждают, что большей и лучшей практической школы, чем та, которую они прошли на канале, нельзя представить!
Рядом с вольнонаемными инженерами, техниками, рабочими на строительстве канала трудились и заключенные, отбывавшие наказание за различные преступления.
Сознавая, что работа на канале - высокая честь, сознавая, что перед ними открылся ясный путь исправления и возвращения к честной жизни, многие из заключенных показали преданность и горячее желание делом, трудом смыть пятно преступления со своей совести.
Немало людей, не имевших ранее никакой квалификации, приобрели ее на канале и таким образом создали для себя твердый фундамент честной, трудовой жизни в будущем.
Канал закончен. Волжские воды потекли к стенам Кремля. Армия строителей канала скоро раз'едется по всей стране, унося с собой полученный опыт, передавая этот опыт другим.
В советской стране, не знающей безработицы, неустанно создающей могучую промышленность, строители канала Москва-Волга, вписавшие славные страницы в историю родины, найдут великолепное применение своему труду.
Кадры, обученные на строительстве канала, явятся чрезвычайно ценным капиталом для нашей великой страны, обильной смелыми замыслами. Это значение заканчиваемой стройки поистине неоценимо!
Организаторы и руководители строительства канала - товарищи Ежов, Берман и их ближайшие помощники создали в процессе работы отличную систему руководства, при которой было известно в любой час все, что делалось на канале, на всем протяжении трассы. В любой час руководство вмешивалось в процесс строительства, выявляло причины неполадок и тут же их исправляло, подстегивало отстающих, поддерживало передовиков и смелых новаторов, зажигало энтузиазм в сердцах работников.
Главный инженер строительства тов. С. Жук, талантливый новатор, отличный организатор, сумел об'единить строителей канала в крепко спаянный трудовой коллектив и блестяще разрешить ряд труднейших технических проблем, возникавших в процессе стройки".
Корабли приплывают в Москву".
75 лет назад в СССР самыми пламенными организаторами и руководителями исправления ошибок природы были либо разоблаченные вскоре бешеные собаки, либо те ещё жуки: "Канал Москва-Волга готов. Сегодня публикуется постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о сдаче канала в эксплоатацию. С 15 июля открывается нормальное пассажирское и грузовое движение по каналу. Вступает в строй одно из замечательнейших сооружений великой сталинской эпохи.
Одержана чрезвычайно крупная победа большевистской организованности над природой. Древняя московская земля преображена. Серебром канала обрамлены тихие дмитровские и яхромские села и деревни. "Ошибка" природы, лишившая столицу советской страны мощной водной артерии, исправлена - Москва получает прекрасный водный тракт, становится крупным портом. Окончательно разрешена проблема дальнейшего снабжения столицы питьевой водой, проблема, которая год от году становилась все более острой.
Уже в 1937 году Сталинская станция даст городу 25 млн. ведер воды в сутки, а в 1938 году - еще 25 млн. Это почти вдвое увеличивает водоснабжение столицы. Возникшие под самой Москвой водные просторы совершенно преображают местность. Спортивные стадионы и парки появятся на месте пустырей, оврагов и свалок. Судоходный путь на Волгу и дешевый водный транспорт окажут чрезвычайно благоприятное влияние на развитие местной промышленности и кустарных промыслов.
За 4 года создано сооружение, которое может быть с полным правом отнесено к числу крупнейших мировых судоходных каналов. И если строители Панамского канала преодолели горный массив Кулебры, а строители Суэца - тяжесть африканских песков, то большевики победили подмосковные зыбкие плывуны, которые по справедливости могут быть названы труднейшими грунтами.
Большое количество москвичей уже успело познакомиться с каналом. Тысячи экскурсантов ежедневно отправляются туда для того, чтобы воочию убедиться в блеске советской строительной техники. Нет такого человека, который не унес бы с канала чувство восхищения и гордости за свою страну.
Канал Москва-Волга мы начали строить, имея за плечами богатый опыт строительства Беломоро-Балтийского канала. И все же оказалось, что этого опыта недостаточно, что трудности надвинулись колоссальные, что надо переучиваться на месте и одновременно работать неустанно, не покладая рук. Одолеть московские плывуны было труднее, чем карельский диабаз.
И тем не менее канал построен в рекордный срок!
Строительство канала Москва-Волга партия и правительство поручили Наркомвнуделу. На стройке были заняты тысячи инженеров и техников, значительная часть которых являлась коммунистами и комсомольцами. Дружно и спаянно, рука об руку с инженерами-коммунистами работали беспартийные, честные, преданные специалисты.
Если на Беломорско-Балтийском канале ведущая роль принадлежала старым инженерам, то на канале Москва-Волга показали себя во всем блеске молодые советские специалисты, питомцы наших высших технических учебных заведений.
Молодые инженеры, только-что оставившие студенческую скамью, за годы строительства канала превратились в опытных мастеров своего дела, получив такой запас знаний, какой явится для них ценнейшим багажом на всю жизнь. Впрочем, и старые инженеры, видавшие многое на своем веку, и те утверждают, что большей и лучшей практической школы, чем та, которую они прошли на канале, нельзя представить!
Рядом с вольнонаемными инженерами, техниками, рабочими на строительстве канала трудились и заключенные, отбывавшие наказание за различные преступления.
Сознавая, что работа на канале - высокая честь, сознавая, что перед ними открылся ясный путь исправления и возвращения к честной жизни, многие из заключенных показали преданность и горячее желание делом, трудом смыть пятно преступления со своей совести.
Немало людей, не имевших ранее никакой квалификации, приобрели ее на канале и таким образом создали для себя твердый фундамент честной, трудовой жизни в будущем.
Канал закончен. Волжские воды потекли к стенам Кремля. Армия строителей канала скоро раз'едется по всей стране, унося с собой полученный опыт, передавая этот опыт другим.
В советской стране, не знающей безработицы, неустанно создающей могучую промышленность, строители канала Москва-Волга, вписавшие славные страницы в историю родины, найдут великолепное применение своему труду.
Кадры, обученные на строительстве канала, явятся чрезвычайно ценным капиталом для нашей великой страны, обильной смелыми замыслами. Это значение заканчиваемой стройки поистине неоценимо!
Организаторы и руководители строительства канала - товарищи Ежов, Берман и их ближайшие помощники создали в процессе работы отличную систему руководства, при которой было известно в любой час все, что делалось на канале, на всем протяжении трассы. В любой час руководство вмешивалось в процесс строительства, выявляло причины неполадок и тут же их исправляло, подстегивало отстающих, поддерживало передовиков и смелых новаторов, зажигало энтузиазм в сердцах работников.
Главный инженер строительства тов. С. Жук, талантливый новатор, отличный организатор, сумел об'единить строителей канала в крепко спаянный трудовой коллектив и блестяще разрешить ряд труднейших технических проблем, возникавших в процессе стройки".