"Где синь стоит над краем и в золоте поля…"

"… Бушует урожаем колхозная земля".


65 лет назад в СССР партия здорово помогала хлеборобам Эстонии:
«Кино
”Свет в Коорди” 
- Да, Василий Прокопьич, многое вспоминается, как посмотришь, - говорит своему спутнику пожилой колхозник, выходя из кинозала. И, помолчав, добавляет: - А всё-таки легче им было, чем нам, - ведь дорогу-то эту мы первыми проторили.
Верные слова! Опыт и братская помощь всех колхозников страны, гигантски возросшая сила нашей партии и государства облегчили хлеборобам Эстонии и других молодых республик Советского Союза переход к коллективному хозяйству.
Но «легче» еще не значит «легко». Много, очень много трудностей приходится преодолеть героям фильма, простым эстонским труженикам, прежде чем на путевом столбе, указывающем дорогу на хутор Коорди, появляется короткая, но такая значительная по смыслу надпись: «Колхоз «Новая жизнь».
… Победно окончена Отечественная война. Радостный, полный сил и желания трудиться, строить жизнь по-новому, возвращается в родное Коорди молодой старшина Пауль Рунге. Немало перемен застает он на хуторе. Советская власть дала беднякам землю, люди полны надежд на то, что их жизнь станет светлее, зажиточнее. Но для Пауля все это – только начало. Горячо и проникновенно рассказывает он землякам о том, как живут советские колхозники. Вместе с парторгом Муули Пауль сплачивает бедняков хутора, помогает им осознать свои интересы.
Ожесточенно сопротивляются враги. Кулак Камар, его приспешник Кянд, скрывающийся от правосудия бывший эсесовец Курвест – все они, то прикидываясь «благодетелями» крестьян, то действуя запугиванием, стремятся сорвать весенний сев, настроить людей против советской власти. Но они оторваны от народа, чужды ему, и их конечное поражение воспринимается зрителем как естественная, закономерная концовка.
Фильм хорошо показывает, как в упорной борьбе с врагами растет сознание крестьян. В образах медлительного, всегда недоверчивого середняка Иоханнесе Вао, старого Сааму, забитой, уже готовой отчаяться в жизни батрачки Роози и других крестьян правдиво и очень убедительно раскрыт тот перелом, который поставил все эстонское крестьянство на путь коллективизации.
Иоханнес Вао (артист А. Рандвиир) слывет на хуторе хорошим, рачительным хозяином, честным и наредкость справедливым человеком. Но он далеко не сразу осознает правильность колхозного пути. Иоханнесу кажется, что разговоры о коллективном труде – несерьезное дело. Горячность, порывистость молодого Рунге и его товарищей ему не по нраву.
- Жили мы и без этого, - замечает он в ответ на слова Пауля о том, что и в Коорди можно провести электричество, построить кино.
Но сама жизнь убеждает старого Вао в правоте молодежи. Иоханнес видит, что кулак Камар, которого он уважал за хозяйственность, - враг народа, убийца. Нет, с такими людьми не по пути честному крестьянину. Побывав в русском колхозе, увидев, как полнокровно, богато и культурно живут колхозники, Иоханнес Вао осознает свое заблуждение и одним из первых вступает в организуемую в Коорди артель. Выбрать этот единственно правильный путь ему, как и всем крестьянам хутора, помогают советская власть, коммунисты.
Запоминаются кадры, когда жители Коорди спешат на помощь Паулю Рунге, дом которого подожгли кулаки. Необходимо скорее сообщить о случившемся в уезд, в комитет партии.
- Давайте партию! – задыхаясь, кричит в телефон один из крестьян. И когда стоящий рядом односельчанин, не поняв сперва, спрашивает, кого именно он вызывает, в ответ звучат знаменательные слова:
- Одна у нас партия: та, которая дала землю.
Большая заслуга постановщика фильма – в ярком показе того, как из самой жизни рождается эта любовь и преданность народа своей партии. Убедительный образ коммуниста Муули создал артист Ильмар Таммур. От парторга веет спокойной, уверенной силой. Это он помогает крестьянам, несмотря на происки врагов, во-время провести сев, это он подводит их к мысли об организации колхоза.
Один из центральных в фильме – образ Пауля Рунге. Лауреат Сталинской премии Георг Отц играет эту роль очень тепло, искренне. Артист умело подчеркивает сходство своего героя с другим замечательным образом, хорошо знакомым нашему зрителю, - образом Сергея Тутаринова из «Кавалера Золотой Звезды». И это сходство не случайно. И Рунге, и Тутаринов – это герои нашего времени, в их образах олицетворены лучшие черты молодого человека сталинской эпохи: преданность народу, вера в свои силы, замечательное чувство нового. Но Рунге в исполнении Г. Отца имеет и свои индивидуальные черты. Это – типичный представитель молодого поколения Советской Эстонии.
Хорошее, правдивое произведение создал коллектив орденоносной киностудии «Ленфильм». Поставленный по одноименной повести лауреата Сталинской премии Г. Леберехта, фильм привлекает зрителя реалистическим показом жизни, мастерством исполнения. Очень хороши краски. Особенно красочны кадры, показывающие посещение эстонскими гостями ростовского колхоза и сцены колхозного праздника в Коорди.
М. Листов».
("Комсомолец Кузбасса», 1951, № 132 (4, ноябрь), с. 3).