"Но вновь уже на свете неспокойно…"

"… Но арсеналы вновь уже полны:
И днем и ночью свой поход разбойный
Готовят поджигатели войны".


65  лет назад в СССР никакие театры не гнушались полнее удовлетворять запросы зрителей:
«Театр
«Люди доброй воли»
Участники творческой конференции театров области и широкая общественность Иркутска справедливо упрекали областной драматургический театр за отсутствие в его репертуаре постановок, отражающих всенародное движение за мир, борьбу всего прогрессивного человечества против поджигателей новой войны.
Отвечая на эту критику, театр поставил пьесу «Люди доброй воли» Георгия Мдивани. И быстрый отклик на критику, и выбор пьесы свидетельствует о стремлении театра идти в ногу с жизнью, полнее удовлетворять запросы зрителей.
«Люди доброй воли» - злободневная, политически острая пьеса, посвященная жизненной теме – борьбе за мир, за свободу и независимость народов. В ней разоблачается хищничество, человеконенавистничество американских фашистов. Пьеса зовет на борьбу против факельщиков войны.
Сила пьесы Георгия Мдивани – в реалистическом отображении международных событий наших дней. Правда, страна, в которой развертываются события, не названа автором. Но это еще более усиливает значимость пьесы. Она как бы обобщает всемирно известные факты вероломства, грабежа американских захватчиков или их пособников в Корее и Греции, во Вьетнаме и на Филиппинах, в Индонезии и Сирии, - всюду, куда протягивает свои когти кровавый американский фашизм.
Но чем больше неистовствуют колонизаторы, тем грознее гнев народа, тем шире ряды защитников свободы и независимости, тем ближе час расплаты с империалистами. Люди доброй воли победят. Народы будут свободны, их не в силах поработить иноземные захватчики. И в этой сюжетной основе пьесы ее жизнеутверждающий оптимизм, ее актуальность.
Все действие пьесы развертывается и завершается в маленьком домике бедного крестьянина Габу. Стоит этот домик среди скал, у большой дороги, на самой границе, которую искусственно создали американские завоеватели, разделив непоименованную страну на народно-демократический Север и на Юг – вотчину американцев и их наемников. Через судьбы простых людей, обитателей скромного, неприметного домика Габу драматург раскрывает важнейшие явления современности.
Творческий коллектив областного драматического театра во главе с постановщиком-режиссером В. М. Тихоновичем вложил много труда для воплощения на сцене пьесы «Люди доброй воли».
В спектакле, как и в пьесе, в центре событий старый, отупевший от непосильного труда на подрядчика крестьянин Габу. Он против войны, против междоусобицы, которую всеми мерами разжигают заокеанские властители. Ног политическое невежество, извечная вера во власть имущих – полицию, подрядчика – удерживают его даже от подписания Стокгольмского воззвания. Габу пытается укрыться от войны, охватившей его Родину. Он строит наивные иллюзии о добродетельности американцев. Ведь его, бедного крестьянина, всю жизнь манит мечта о личном богатстве. В сознании Габу деньги – это единственное средство увидеть в своем доме спокойную, сытую, ни от кого не зависящую жизнь.
А действительность жестоко, на каждом шагу мстит Габу, разрушает его иллюзии. Вот он, боясь полиции, отказывается подписать Стокгольмское воззвание, но его осуждает передовой человек села – учитель, против него восстают и сын, и брат, и даже всегда покорная жена.
Вот, казалось бы, сбылась его мечта – дом Габу становится штабквартирой американцев и над его крышей развевается флаг Организации Объединенных наций, сулящий неприкосновенность его жилищу и крупный барыш. Он даже получает американские доллары.
Но и это не приносит счастья в дом Габу. Новоявленные хозяева гонят его из его же комнат. У него в доме принят коварный план провокационного начала войны между Севером и Югом. Представитель Организации Объединенных наций издевается над ним. Габу становится свидетелем, как мнимые благодетели сеют смерть на его земле.
Он начинает понимать смысл происшедшего. Наконец, и его самого сражает пуля американцев в тот момент, когда он хотел защитить свой дом флагом Организации Объединенных наций.
Потрясенный коварством, гнусностью «благодетелей», Габу осознает, что только борьба за мир может спасти от ужасов войны.
И уже в предсмертные минуты он пишет, как призыв ко всем людям доброй воли, заветное слово: «мир».
Заслуженный артист Узб. ССР Е. К. Злобин убедительно и полно передал глубокие душевные переживания крестьянина Габу. Он донес до зрителя главное в этом образе – ломку психологии, перерождение простого человека под воздействием политических событий. Артист не упрощает своей задачи, а усложняет ее тем, что проводит своего героя через все испытания настойчиво отстаивающим свою позицию нейтралитета. Это делает весь спектакль более целеустремленным. Ведь если идею борьбы за мир познают такие, как Габу, то значит эта идея всепобеждающа!
Политически прозревает не один Габу. Тяжелыми душевными переживаниями сопровождается этот процесс у его жены Камы, у американского летчика Хейга. В судьбах их также правдиво отображен рост сил мира, пополнение рядов людей доброй воли. А рядом с ними воплощением уже сложившихся борцов за мир и демократию в спектакле представлен вожак партизан, брат Габу Чордэ.
Однако в пьесе не все выписано с желаемой полнотой и ясностью. Она не показывает, что идея мира уже охватила широчайшие массы, хотя драматург определил время действия – наши дни. Большинство образов, олицетворяющих народ, - эскизно. И это, прежде всего, относится к очень важным для идейного звучания спектакля образам Чордэ и учителя.
Перед постановщиком и актерами стояла ответственная задача восполнить этот пробел, создать более полнокровные образы. Это в какой-то мере удалось достичь артисту А. Н. Терентьеву, выступающему в роли Чордэ. Не видя его поступков, по очень коротким встречам с ним, зритель верит, что такой человек, как Чордэ, способен возглавить партизан, что его не без основания побаивается полицейский инспектор.
Но нельзя согласиться с артистом В. В. Серебряковым, который в роли американского летчика делает акцент на физических страданиях героя, а не на острых и глубоких переживаниях, происходящих в его сознании. И поэтому истерический крик летчика вслед отступающим американским войскам никак не убеждает, что он вновь становится в ряды поборников мира.
Особенно бледен в спектакле образ учителя, и это вина не только драматурга, но и артиста А. П. Тишина. Уж слишком смиренным, как бы сторонним наблюдателем выглядит учитель в спектакле.
В пьесе и спектакле народно-демократическому лагерю противостоят представители империализма – американский сенатор (артист Н. И. Харченко), американский генерал Артур (артист Г. И. Гришин), председатель комиссии ООН (артист К. Г. Юренев), корреспондент Юнайтед Пресс Сеймон (артист В. Е. Коробков и их приспешники – министры марионеточного правительства (артисты Н. В. Залетный и Н. С. Евтюхов). Постановщика и актеров могла увлечь возможность шаржировать эти типы. Большая часть творческих работников избежала такой опасности и вполне реалистически трактует исполняемые роли. Исключение, пожалуй, составляет артист К. Г. Юренев, сбивающийся в некоторых мизансценах к шаржированию.
Следует отметить игру актера Н. С. Татохина в роли полицейского инспектора. Он искусно подчеркивает то властность, то зависимость, то угодничество, то трусость инспектора.
Художественное оформление спектакля (художник В. Н. Лебедев) невыразительно.
И еще одно небольшое замечание в адрес постановщика. Едва ли может быть оправдан такой натуралистический прием, когда для внешней эффектации Габу покрывают окровавленным знаменем ООН.
Хорошо, что театр включил в свой репертуар пьесу на нужную и злободневную тему, но ему предстоит еще работа по углублению идейности спектакля.
Евг. Бандо».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 111 (13, май), с. 3).