"Ночи стали длинней, небо стало темней..."

"... Под Варшавой солдаты
Расседлали коней.
Был короткий привал,
Дождь в лесах бушевал.
Молодой запевала
На баяне играл".


65 лет назад советские люди в оторопи наблюдали из темноты зрительного зала, как расползается по Восточной Европе соцреализм:
«Кино
«Две бригады»
Большую актуальную тему о важнейших принципах передового искусства, о его роли в воспитании трудящихся поднимает новый польский фильм «Две бригады». Сюжет его глубоко жизненен и поэтому искренне волнует зрителя.
Перед нами раскрывается творческая лаборатория одного из польских театров. Живыми достоверными фактами и образами постановщики фильма убеждают, что создать подлинное произведение искусства можно только на основе глубокого изучения жизни.
… Театр задумал поставить пьесу чешского драматурга В. Кани «Бригада шлифовальщика Кархана». Это произведение рассказывает о новом отношении к труду, которое родилось в странах народной демократии.
Творческий коллектив понимает, что сыграть роли рабочих устаревшими театральными приемами невозможно. Актеры идут на завод, пристально, с интересом наблюдают глубокие изменения в жизни народа.
Большая удача фильма – образы актеров. Каждый из этих героев на глазах зрителей проходит путь творческих исканий, каждый по-своему добивается успеха.
Не сразу соглашается с новыми методами работы театра известный трагик Борович. Вначале он считает, что роль рабочего Кархана нужно играть в традиционном трагическом плане. Актер становится в картинные позы, с ложным пафосом произносит речи, делает величавые жесты.
Рабочие, приглашенные в этот день на репетицию, заинтересованы тем, что увидели на сцене, невольно вспоминают в связи с пьесой свои, заводские дела.
Но рабочие не верят образу Кархана, созданному артистом Боровичем. Непохож на рабочего – дают они оценку его игры.
И старый артист глубоко задумывается над этим замечанием.
Дальнейшая работа над ролью по-настоящему увлекает Боровича. Он создает полнокровный, правдивый образ на основе богатых наблюдений заводской жизни.
Артист Казимир Опалинский, играющий в фильме Боровича, широко проявил свое дарование, тонко и выразительно рассказал зрителям о том, как меняется психология каждого человека в стране, где хозяином стал народ.
Образ передового режиссера и актера Матецкого исполняет Здислав Опалицкий. Он умело передает типические черты передового художника, который стремится своим искусством служить трудящимся.
Достойное место в фильме уделено теме дружбы двух коллективов – заводского и театрального.
Постановщики и сценаристы сумели раскрыть, как эта живая, творческая связь взаимно обогащает и рабочих и актеров.
В кадрах, рассказывающих о первом спектакле «Бригада шлифовальщика Кархана», убедительно показано, как искренне радует зрителей встреча с героем современности, какое огромное воспитательное значение имеет театр.
-Теперь я вам покажу, как надо работать,- говорит после спектакля старый мастер Матецкий молодежи.
Актеры благодаря дружбе с заводским коллективом также обогатили, насытили колоритными красками свое творчество, создали интересный, правдивый, волнующий спектакль.
Новая тема в польской кинематографии позволила авторам фильма свежо и убедительно показать коренные изменения, происходящие в жизни демократической Польши, в сознании трудового народа страны.
Л. Тихонова».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 73 (28, март), с. 3).