"... А остальные, видя, что темно,
друг к другу жмутся,
кашляют
и метят
уснуть,
я все ж люблю кино".
55 лет назад в СССР создавались правдивые и очень своевременные фильмы:
«Жизнь убеждает!
На экраны нашей страны вышел новый кинофильм «Жизнь прошла мимо». Содержание его можно сформулировать кратко. Крупный вор-рецидивист по кличке «Акула» бежит из заключения, попадает в свой родной город и сталкивается здесь с тем, что бывшие его приятели по «профессии» стали честно трудиться. Они поняли, что только это дает им возможность жить без оглядки, не крадучись, открыто, что только честный труд дает право на семью, на друзей, дает право называться Человеком.
«Акула» стремится вновь вовлечь их в свою шайку. Но они , каждый по разному, решительно восстали против этого. «Акула» остается один. Мечется. Наконец понимает, если хочешь жить по-настоящему – стань честным тружеником, будь Человеком.
Такой фильм нужен сегодня, когда вопросы искоренения из нашего быта пережитков капитализма стоят так остро.
В беседе пятого мая с западногерманскими журналистами Н. С. Хрущев еще раз напомнил об этом, когда он сказал, что у нас еще есть тюрьмы, где содержатся воры, грабители, хулиганы и прочие отбросы общества. А ведь они не только отбывают там наказание – их перевоспитывают, делают полезными людьми для общества.
Некоторых из них трудно перевоспитать простыми беседами. Но тогда их сознание «перековывает» сама жизнь.
Именно эта тема убедительно раскрывается в фильме.
Сценаристы М. Ерзинкян и П. Набоков совместно с постановщиком Владимиром Басовым совершенно правильно, на наш взгляд, поступили, когда в главном герое фильма увидели сгусток всего аморального, звериного. Это законченный бандит, которого и остается, кажется, только к стенке поставить, который недаром носит кличку «Акула». Но в том то и сила нашей социалистической действительности, что она даже такого отпетого матерого вора-рецидивиста заставляет понять, что жизнь прошла мимо него. Эта мысль и заставляет Николая Смирнова добровольно возвратиться в место заключения, чтобы отбыть положенный срок наказания и получить право жить без оглядки, открыто, честно трудиться, иметь права гражданина, Человека. И в этом его поступке в фильме нет ничего надуманного, такова логика самой жизни.
Исполнитель заглавной роли Г. Гай талантливо справился с этой, прямо скажем, трудной задачей. Палитра его актерского мастерства состоит из скупых, лаконичных красок. Особенно выразительны его глаза и крепко сомкнутые челюсти... Гай сумел показать сложный, трудный путь своего неприглядного героя к новому «рождению». Этому в большой степени помог и сценарий. Возвратившись через несколько лет в свой родной город, «Акула» видит, как неудержимо и весело шагает жизнь. И, бродя по улицам, встречаясь со своим бывшим приятелем Кешкой, роль которого играет обаятельный Ю. Саранцев, с его неудержимой жаждой жить, веселиться, строить, рационализировать, мечтать, столкнувшись с его большим благородством и человеческим достоинством, Николай Смирнов поражен. Он убеждается и в том, что подруга его Нина (арт. Толмачева), ставшая продавщицей универмага, готова умереть, но не встать на прежний, преступный путь воровства...
По своей теме этот фильм, конечно, не может стать золотым фондом нашей кинематографии, как, скажем, «Судьба человека». Но он на тему дня и поэтому очень нужен.
А. Никифоров».
("Восточно-Сибирская правда", 1959, № 114 (17, май), с. 3).