"В мире нет человека дороже, роднее..."

"... С ним и счастье счастливей, 
И солнце светлее".

65 лет назад до советского изобразительного искусства наконец-то в общем и целом дошло, кого и как имеет смысл изображать: 
«Творческие победы советского изобразительного искусства.
Исторические постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам помогли художникам, скульпторам и графикам успешно бороться против идеологически чуждых направлений: формализма и натурализма, против проявлений буржуазного космополитизма. Большевистская партия в этих постановлениях подчеркивала значение традиций великого русского реалистического искусства для развития мастерства советских художников.
Успехи советского изобразительного искусства, все более глубоко, патриотически, ярко и правдиво отражающего жизнь нашей Родины, показывают, с какой мудростью и прозорливостью партия направляла и направляет его развитие.
Советское искусство – новый, качественно отличный этап в развитии мирового искусства. Боевое марксистско-ленинское мировоззрение – идейная основа творчества советских художников. Советское искусство, показывающее животворную силу советского патриотизма, своим благородным гуманистическим пафосом, вниманием и любовью к человеку, реалистической ясностью противостоит упадочному искусству гниющего буржуазного общества – искусству изломанному, больному и далекому от жизни.В произведениях художников – лауреатов Сталинской премии воплощены лучшие, передовые стороны нашего изобразительного искусства: партийность, правдивость, глубокий демократизм, стремление воплотить в образах передовые, лучшие черты жизни советского народа...
Новым в работе наших художников является стремление к созданию композиционного портрета-картины.
Сталинская премия второй степени присуждена художнику Ф. Шурпину за картину «Утро нашей Родины». Эта ясная по образу, светлая по живописи, подлинно талантливая картина звучит вдохновенной песней во славу товарища Сталина, во славу советских людей, во славу нашей Родины.
И. В. Сталин изображен среди колхозных полей с уходящими вдаль фермами линии высокого напряжения. Он стоит с непокрытой головой, в белом кителе и с плащом на сложенных руках. Его одухотворенное лицо и фигура освещены золотистыми лучами раннего весеннего солнца. Иосиф Виссарионович Сталин как бы обдумывает свой великий план преобразования природы.
Премией второй степени отмечены картина А. Герасимова «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» и портрет В. М. Молотова. Народный художник СССР А. Герасимов, трижды лауреат Сталинской премии, передал дорогие черты Андрея Александровича Жданова, выдающегося строителя и деятеля нашей коммунистической партии, и стоящего у его гроба И. В. Сталина. Ярко и взволновано запечатлел крупнейший мастер эти незабываемые в своей величественной скорби минуты. На картине изображены проходящие в этот момент через Колонный зал советские люди, пришедшие поклониться в последний раз товарищу Жданову. Их взоры обращены на своего вождя и лежащего в гробу его верного ученика. Так смотрят с бережным и душевным участием на отца, лишившегося своего родного сына, на любимого учителя, потерявшего одного их своих преданнейших учеников, на великого полководца, прощающегося со своим боевым другом и помощником...
Премии второй степени удостоен художник Ф. Решетников за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы». Мы видим товарища Сталина ранним утром в своем кабинете во время войны за работой над гениальным планом, который был затем осуществлен нашей армией и народом. На столе карта, циркуль и модель самолета. За окном рассвет. Видна кремлевская башня. Зритель как бы присутствует при зарождении идеи десяти сталинских ударов, гениального стратегического плана разгрома германской армии.
Большим и новым успехом нашего советского искусства являются сюжетные графические циклы.
Премией второй степени отмечен ряд рисунков К. Финогенова, объединенных в серию «И. В. Сталин в годы Великой Отечественной войны». Образ Сталина – генералиссимуса, мудрого руководителя разгрома врага – является центральным в решении всей серии. В каждом рисунке дана новая грань образа великого стратега товарища Сталина...
Замечательный цикл акварельных иллюстраций, мастерски сделанных И. Тоидзе в книге «Антология грузинской поэзии», также удостоен Сталинской премии второй степени. Выдающийся грузинский художник создал подлинно реалистические, волнующие образы легендарных национальных героев своей Родины, которых талантливо воспели грузинские поэты: Шота Руставели, Иосиф Тбилели, Николай Бараташвили, Илья Чавчавадзе, Важа Пшавела. Первая иллюстрация изображает товарища Сталина, читающего Руставели...
А. Замошкин. Заслуженный деятель искусств РСФСР»
("Советский Сахалин", 1949, № 112 (14, май), с. 3)