"С ровным рокотом над ними, забирая, ввысь, вперед..."

"...Над дорогами земными 
Правил в небе самолет".


65 лет назад продолжали щекотать нервы советских людей кинематографические шедевры стран народной демократии:
"Кино
"Похищение"
Производство Государственной киностудии художественных фильмов в Праге. 1952 г. Сценарий – Ян Кадар, Эльмар Клос, Бжетислав Кунц. Режиссеры Ян Кадар, Эльмар Клос. Оператор Рудольф Милич.
В один из весенних дней 1950 года чехословацкий пассажирский самолет, совершавший рейс по авиалинии Острава-Прага, не приземлился в Праге.
Часть экипажа, подкупленная американцами, захватив управление самолетом, посадила его на американском аэродроме, расположенном в Западной Германии.
Выполняя волю своих хозяев, американская пресса растрезвонила на весь мир о якобы добровольном бегстве чехословацких граждан в лоно американского "цивилизованного рая". Однако радость янки была преждевременной. Ни подкуп, ни угрозы, ни издевательства не сломили мужества группы похищенных чехословацких патриотов, отказавшихся подписать американскую фальшивку и требовавших возвращения на родину.
Благодаря мерам, принятым правительством Чехословакии, и народному движению протеста против произвола американских властей эта чудовищная провокация потерпела крах.
Таковы исторические факты, положенные в основу нового чехословацкого фильма "Похищение".
Талантливый коллектив Пражской киностудии создал правдивый и волнующий фильм, беспощадно разоблачающий пресловутую американскую "свободу" и "демократию".
...В самый последний момент пан Шимачек, человек с темным прошлым, был арестован. Тщательно подготовленный план бегства за границу людей, подобных Шимачеку, рухнул, и забронированные на самолеты билеты поступили в общую кассу. И вот мы видим на борту самолета совершенно различных людей, спешащих в Прагу по своим делам.
Здесь известный специалист инженер Прокоп и депутат-коммунист Хорват, актриса, готовящаяся сыграть свою первую роль, и крестьянин, шахтер и доцент, рабочий и просто женщина с ребенком. Люди различных профессий и взглядов, случайно встретившиеся в самолете и случайно попавшие в беду.
Впрочем, перелет к американцам не для всех явился бедой. Среди пассажиров и экипажа – пятеро участников заговора. Да и инженеру Прокопу не кажется бедой приезд к таким "культурным и цивилизованным людям", как американцы.
Видя колебания инженера Прокопа, янки пытаются подкупить сначала его, а затем с его помощью и остальных пассажиров. Американцам нужны документы и фото о добровольном бегстве чехословацких граждан от "коммунистического режима". "Перелет через железный занавес" обещает быть не только хорошей сенсацией, на которой можно "сделать доллары", но и хорошим средством нажима в Организации Объединенных Наций.
Так судьба небольшой группы людей приобретает международное значение. В фильме это очень ярко отражено. Делегат США в ООН злобно торопит своих подручных: "Давайте документы! " Он не может больше слушать уверенных и твердых слов советского делегата, разоблачающего агрессивную, захватническую политику США.
И вот пленников начинают "обрабатывать"... Однако и "обработка" в стиле гестапо не достигает цели. Как ни беснуются, как ни злобствуют американские разведчики, пытаясь во что бы то ни стало добыть 20 свидетельских показаний о "красном терроре" в Чехословакии, все их попытки разбиваются о мужество и стойкость патриотов.
...- А как же цивилизация, культура? – в смятении спрашивает инженер Прокоп. И американский разведчик с циничной откровенностью отвечает:
- Только одна: наша...
Инженер Прокоп на собственном опыте познает цену этой "цивилизации", которой у янки так много, что хватает даже на экспорт.
Большим достоинством фильма является то, что в нем не только правдиво отражены события, но и дана глубокая психологическая характеристика переживаний героев.
Убедительный образ стойкого, умного и находчивого коммуниста Хорвата создал артист И. Догнал. Этот облеченный народным доверием человек никогда не теряет присутствия духа. Чувствуя ответственность за судьбы людей, вместе с ним попавших по ту сторону границы, он сразу же становится их руководителем. Поэтому так боятся его американцы. Они принимают меры, чтобы изолировать его от других пассажиров, надеясь затем деморализовать и принудить их к предательству.
"Жрецы доллара" терпят провал за провалом. Ни шахтер Грабец, ни крестьянин Байгар, ни старый доцент и другие патриоты не хотят итти на предательство. Эти образы, несмотря на их эпизодичность, сыграны актерами ярко и правдиво. Находчивость этих людей спасает от захвата американцами секретные чертежи, находящиеся в портфеле Прокопа. Непохожие друг на друга, но спаянные воедино любовью к родине, пассажиры становятся надежной опорой депутату Хорвату.
Бесспорной удачей актера Л. Пешек является образ инженера Прокопа. Гибель во время войны жены и ребенка глубоко травмирует его. Он не интересуется политикой, пытается быть "объективным" в отношении к американцам. Однако очень скоро пелена спадает с глаз инженера. Матерые разведчики полковник Джекобс и майор Моррис сыграны актерами Б. Карен и М. Недбал не шаблонно, а глубоко продуманно, живо и убедительно.
Мастерски проведена роль предателя музыканта Рихмана. Этот человек, трясущийся за свою шкуру, боящийся как бы не "прогадать" в своем стремлении к богатству, вместе со своими друзьями в конце концов угождает вместо американского "рая" в лагерь для перемещенных лиц.
В фильме много волнующих кадров, насыщенных глубоким драматизмом. Громадное впечатление производит сцена, когда пленники один за другим с поднятыми руками подходят к стене и сначала тихо, без слов, а затем все громче, во весь голос поют "Интернационал". И мы верим, что люди действительно свободной и действительно демократической страны никогда не сменяют ее на фальшивую "свободу" и дутую "демократию" заокеанских дельцов.
Молодая чехословацкая кинематография создала сильный и правдивый фильм, разоблачающий "американский образ жизни", повествующий о стойкости и мужестве чехословацких патриотов.
Ю. Борин".
("Советский Сахалин", 1953, № 136 (11, июнь), с. 2).