"А за окнами квартиры, и кипуча и жива..."

"...Песню стройки, песню мира 
Будет петь тебе Москва".


70 лет назад уже меньше двух лет оставалось до расстрела по приговору Военной коллегия Верховного Суда СССР бывшему гвардии подполковнику Я. Д. Тасоеву:
"К провокации англо-американских разведчиков
Нью-Йорк, 8 июня. (ТАСС). Вашингтонский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс передает, что военное министерство и государственный департамент отказались комментировать сообщения печати из Москвы о провокациях англо-американских разведчиков, выразившейся в похищении подполковника Советской Армии Тасоева во время посещения им квартиры американского представителя – начальника бременского порта Клема.
По сообщению корреспондента агентства Ассошиэйтед Пресс из Бремена, Клем заявил, что он хотел бы сообщить все факты с тем, чтобы обелить себя, однако "американские военные власти дали мне указание не делать никакого заявления".
Лондон, 8 июня. (ТАСС). Английские газеты пытаются представить сообщение о похищении подполковника Тасоева как "голословное утверждение". Однако корреспонденты некоторых газет, побывавшие в доме, где держали Тасоева, и на Выставке "Олимпия", чтобы проверить, соответствуют ли действительности подробности, приведенные в сообщении ТАСС, подтверждают эти подробности, и, тем самым, подтверждают сообщение ТАСС. Так, например, портье дома Уэс-Кельстингтон, куда был привезен Тасоев, заявил вечером 6 июня, что там была квартиронанимательница по фамилии Уиггин или Вигинг, как говорится в сообщении ТАСС. Она внезапно выехала 2 недели тому назад.
В "Олимпии" некоторые швейцары заявили о том, что они вспоминают историю об "этом русском". Один сказал: "Я помню, что однажды в начале прошлого месяца я услышал какую-то суматоху в главном холле. Мне сказали, что вбежал какой-то мужчина, кричал на каком-то иностранном языке и по-английски, что
хочет видеть русского росла. Полиция увела его".
По заявлению управляющего домом, квартира из шести комнат, которую занимала г-жа Уиггин (Вигинг) с дочерью, находилась в бельэтаже и выходила окнами на улицу. Сперва эту квартиру снимал судья Стейбл, который выехал в 1943 году, и тогда квартира была передана в аренду правительству. Г-жа Уиггин занимала квартиру только 5 месяцев. В квартире часто бывали посетители.
Газета "Йоркшир пост" также подтверждает, что квартира, в которой держали Тасоева, была передана в аренду правительству, и что эту квартиру занимала г-жа Уиггин. Жители этого дома говорили о том, что "поздно вечером у подъезда стояли большие автомобили".
Газета "Йоркшир пост" приводит высказывание швейцара "Олимпии", заявившего, что он слышал, как "русский кричал, что хочет видеть советского посла". Такие же сообщения приводят газеты "Дейли мэйл", "Дейли телеграф энд морнинг пост", "Дэйли грэфик" и "Дейли уоркер".
Корреспондент газеты "Дейли мэйл" заявляет, что квартиру на Бишоп Кингс Род, где содержался Тасоев, арендовала "военная разведка военного министерства".
Швейцар этого дома Стокуэл заявил: "Когда мне доводилось заходить в квартиру, я видел телефон необычного типа. Он давал только один звонок, когда происходил вызов, и мне всегда приказывали выйти, когда один из находившихся в квартире отвечал на звонок. Когда они отвечали на телефонный звонок, они всегда говорили "МИ" (т. е. военная разведка) и еще что-то, поднимая трубку. Этот телефон не значился в телефонной книге, и я думаю, что это был секретный телефон, не связанный с телефонной станцией. На прошлой неделе военное министерство отказалось от квартиры".
Париж, 8 июня. (ТАСС). Газета "Франс суар", излагая содержание сообщения ТАСС, пишет: "Журналисты, которые решили на месте проверить утверждение ТАСС, подтверждают подробности, содержащиеся в сообщении. Действительно помещение Бишоп Кингс Род, пустующее в настоящее время, было занято г-жой Вигинг и ее дочерью, о которых говорится в сообщении. Комендант здания заявил, что помещение было сдано в аренду "людям правительства". К дому была подведена специальная телефонная линия. Соседи утверждают, что в доме происходили "странные вещи". Многие посетители приезжали на автомашине к г-же Вигинг. На выставке "Олимпия" часть обслуживающего персонала помнит об инциденте, когда один русский требовал, чтобы его отвели в советское посольство".
("Советский Сахалин", 1948, № 135 (9, июнь), с. 4).