"…Никто на нашу землю не ступит, не пройдет.
В Алешкиной коллекции та пуговка хранится,
За маленькую пуговку — ему большой почет!"
За маленькую пуговку — ему большой почет!"
50 лет назад в СССР под напором неопровержимых улик быстро шли в раскол и громилы лабазов:
"Из кабинета следователя
Черная пуговица
Субботним вечером в Кривой Рог поступило сообщение со станции Лошкаревки: неизвестный преступник пытался совершить кражу в пристанционном магазине.
Попутным поездом работник следственного отдела МООП на Приднепровской железной дороге тов. Сур выехал на место происшествия. Встретила его пожилая женщина – сторож. Она рассказала, что кто-то взламывал дверь металлическим прутом.
Следователь тщательно осмотрел дверь. Замок был сорван. Здесь же торчал металлический прут. Других следов не было. Но Сур еще раз оглядел двор магазина. И, наконец, его внимание привлек обломок черной пуговицы, который лежал среди мусора.
Обломок был новенький.
Изучив расписание поездов, Сур подумал: преступник пока уехать не мог. Вот почему он дал указание работникам уголовного розыска и постовым внимательно осматривать одежду всех, кто окажется на станции.
Через час милиционер Беляев заметил, что на пальто одного человека обломана пуговица того же цвета. Он пригласил подозрительного в отделение.
- Почему у вас сломана пуговица? – спросил следователь.
Тот ответил что-то невнятное. Позднее экспертиза дала заключение: обломок и пуговица изготовлены из одного материала. Короче, это были части одной пуговицы.
Задержанный Вишневский сразу признался. От пуговицы он перешел к подробностям совершенного им преступления.
В. Виноградов
Н. Кипман".
("Труд", 1968, № 109 (11, май), с. 4).