"…Осень черноморская,
пули да туманы..."
75 лет назад советские люди проявляли знание анатомии даже на временно оккупированных территориях:
"Новая тематика в искусстве
У художников Одесского салона чувствуется перелом —приближение к европейской цивилизации. Большевистские волны времени отшумели, ушли безвозвратно в арсенал истории. Раненый художественный гений выздоравливает. Проснулся от четвертьвекового гипнотического сна, вдохновляясь, расправляет крылья, восстанавливает инициативу, вооружаясь палитрой, он свободно творит, не боясь Рабиновичей и разных парткомиссий, которые давили сверху, корректировали, требовали национальную форму с интернациональным содержанием. Освобожденным художникам дана полная свободная инициатива оживлять полотна, фиксировать эпизоды гигантской борьбы света с тьмою, цивилизации с варварством. Пионером новой тематики является талантливый художник Дельпес Мечислав Васильевич, который написал эскиз, заслуживающий особого внимания: — на фоне дикой, суровой кавказской природы изображены три румынских конных разведчика, сосредоточенно, осторожно и смело всматривающихся в сторону врага. Автор показывает тяжесть борьбы, вместо мягкой зелени— труднопроходимые ущелья, скалы, покрытые глубоким снегом. Специфический стиль, прозрачность красок, динамичность, форма, знание анатомии и перспективы заставляют зрителя восхищаться. Кроме эскиза, автор создал прекрасный барельеф с плавными линиями, с большим сходством изображающий Короля Михаила I, Маршала Иона Антонеску, Фюрера Великой Германии Адольфа Гитлера. Это доказывает, что автор по своему творчеству и культуре стоит гораздо выше рядового художника"
("Одесская газета", 1942, № 252 (27, ноябрь), с. 3).