"Прошли под землёю мы трудные вёрсты…"

"…Пред волей стальной расступалась земля.
Всё краше живёт милый край мой шахтёрский,
И путь освещают нам звёзды Кремля".


70 лет назад в СССР не успокаивались на достигнутых результатах коллективы:
"Новое побеждает
(Премьера "Навстречу жизни" А. Успенского в Черемховском театре)
Это спектакль о новаторах, о тех, кто не только видит будущее, но и смело шагает в это будущее, уверенно преодолевая препятствия, встающие на пути.
…На шахту "Егориха" одного из восточных угольных бассейнов назначен новый начальник Степан Лапин. Шахта работает ритмично, перевыполняет план. Но Лапин недоволен: шахта может и должна давать угля больше.
В тресте не согласны с Лапиным. Там удовлетворены существующим положением. Управляющий трестом Коновалов искренне полагает, что время для перестройки
еще не наступило. Коновалов не понимает, что, рассуждая так, он препятствует общему поступательному движению, что его позиция –это позиция тех, о ком парторг Логинов говорит: "Сделал человек зарубку на своем пути в день Победы и вперед уже не движется".
Лапин, поддержанный парторгом и коллективом шахты, вопреки Коновалову, осуществляет свой план, и новое побеждает. Уголь все возрастающим потоком идет на-гора.
Таково вкратце содержание пьесы, выражающее идею борьбы нового со старым, передового с косным, рутинным.
К сожалению, идея эта, ярко выраженная в публицистической основе пьесы, не нашла такого же яркого воплощения в характерах действующих лиц. Герои пьесы во многом схематичны, их поступки не вполне мотивированы. Разумеется, это сказалось на постановке.
Тем не менее, пьеса при всех своих недочетах дает театру достаточно материала для создания спектакля о современности, особенно интересного для черемховского зрителя.
Режиссер И. Вайншенкер, правильно трактуя основную идею пьесы, не довел до конца работу с исполнителями.
Неровно играет артист Н. Баженов. В начале спектакля его Лапин реалистичен, ему веришь, потому что артист разговаривает и действует искренне, убежденно. Но как только дело доходит до сцен эмоциональных, артист начинает яростно
жестикулировать, в его голосе появляется ложный пафос. В результате вера в реальность образа Лапина исчезает. Подобный же недостаток, в меньшей, правда, мере, можно отметить и в игре артистки М. Рогатиной – исполнительницы роли Лизы Воронковой.
Неверно показан в спектакле начальник шахты "Снегиревка" инженер Ченцов (арт. П. Константинов). Лапин и Ченцов – соперники, но нельзя их личные взаимоотношения рассматривать в узком, частном смысле.
Высокую мысль пьесы о большом счастье быть членом коллектива артист Константинов не сумел уловить. В основу трактовки образа артист кладет одну лишь любовную историю, причем показывает Ченцова фатоватым, пустым человеком. Поэтому перерождение героя в 4-м акте представляется абсолютно невероятным, образ утрачивает свою достоверность.
Черемховскому театру, безусловно, под силу реалистическая природа пьесы. Доказательством тому служит ряд сцен спектакля и особенно сцена в парткоме, где парторг Логинов (арт. Б. Неволин) и стахановец Зубарев (арт. П. Анянов) ведут разговор о повышении добычи угля. Текст пьесы достигает здесь высокого политического накала. Артисты доносят этот текст до зрителя с убеждающей естественностью и простотой, они говорят о Родине, о ее интересах так же, как добрые знакомые говорят об общем близком друге, или как братья говорят о матери. Образы Логинова и Зубарева, решенные в этом плане, несомненно, украшают спектакль.
Артист П. Потехин в роли управляющего угольным трестом Коновалова стремится показать человека успокоившегося, а потому отставшего. Этот человек предан Родине и находит в себе силы, чтобы встать на путь, подсказанный ему советской действительностью. Но пока что артист пользуется для обрисовки Коновалова подчеркиванием его внешних особенностей. Артисту следует углубить образ.
Выбор пьесы "Навстречу жизни" для открытия сезона говорит о правильно намеченной репертуарной линии Черемховского театра. Надо полагать, что творческий коллектив не успокоится на достигнутых результатах, а поработает, говоря словами одного из героев спектакля, "еще побольше и получше".
Александр Багашев".
("Восточно-Сибирская правда", 1947, № 226 (16, ноябрь), с. 4).