"…Вместо хлеба — самолёты,
Вместо масла — танки".
65 лет назад интересные и понятные фильмы доходили до советского кинозрителя из демократической Венгрии:
"Кино
"Западная зона"
Отказаться от обывательского равнодушия к вопросам политики – вот к чему призывает новый венгерский художественный фильм "Западная зона". Авторы сценария режиссер З. Варкони и П. Бачо оригинально, по-своему, решили эту тему.
Действие фильма происходит в Будапеште, Восточной и Западной зонах Берлина. Отстраивается демократический Будапешт. Вырастают новые прекрасные кварталы города, цветущие аллеи парков. Мир, свободный труд, любовь. Все это так далеко от того, что сейчас происходит в Западной зоне Берлина, где хозяйничают янки. Пьяные солдаты, драки, маразм и запустение – вот картина современного маршализированного Западного Берлина.
Руководитель Венгерского государственного института геофизики профессор Акош не верит, что в просвещенной, по его мнению, Америке наука служит не народу, не делу всеобщего подъема культуры, а кучке прожженных бандитов, готовящих новую войну, помышляющих об истреблении людей. Акош тешит себя иллюзиями о "братстве ученых". Он считает, что американский профессор Меклен бескорыстно служит
науке. Акош живет как бы "сверху" двух миров, над ними, не примыкая ни к одному из них.
Жизнь дает суровый урок профессору Акошу. Она открыла ему истину, что нельзя жить в такой узкой сфере только своей профессии.
… Венгерский институт геофизики работает над устройством аппарата, определяющего залежи каменного угля и других полезных ископаемых. Задержка происходит из-за того, что в лабораториях института не удается изготовить электронную трубку. Производство таких трубок уже налажено в Советском Союзе. И, естественно, ученые демократической Венгрии обращаются за помощью к России. Но ассистент профессора Акоша – Эрвеш, которому было поручено отправить письмо в Советский Союз с просьбой о высылке электронных трубок, не исполняет поручения. Он обманывает товарищей и впоследствии становится провокатором, предателем. Эрвеш уговаривает доверчивого профессора обратиться за помощью к своему "коллеге" Меклену, работающему сейчас в Западном Берлине. И вот профессор Акош со своим ассистентом Эрвешем и рабочим-коммунистом Кадошем в Берлине.
Равнодушие к политике и доверчивость чуть не погубили Акоша в Берлине. Узнав через Эрвеша о том, что крупный венгерский ученый находится в Германии, американские хозяева Западной хоны обманом увозят Акоша из Восточной зоны Берлина. "Гость" профессора Меклена, венгерский ученый, оказывается в заключении. Кадош попадает в концентрационный лагерь.
Поняв всю гнусность замысла американцев, Акош принимает меры к спасению. Он выручает из концлагеря Кадоша. Потом с помощью ассистентки профессора Меклена Лотты Вайнер они бегут из Западной зоны.
…Прежде Акош не любил, как он выражался, "митинговать". Собрания, совещания, пропагандистскую и агитационную работу он считал тратой времени. Теперь профессор понял всю огромную значимость воспитательной работы, проводимой партией в массах. Возвратившись на Родину, он на митинге произносит речь:
"Я увидел и убедился в том, что американские генералы с помощью тех ученых, которые науку предали, снова хотят опустошить весь мир и уничтожить все, что мы создавали трудом и знаниями. Вот что я понял в Западном Берлине. Но я, товарищи, и другое понял. Мир нужен нам… Нужно его отстоять".
Роль профессора Акоша прекрасно играет артист Артур Шомлаи. Он психологически верно раскрыл внутренний мир ученого. С большой теплотой и темпераментом создает артист А. Сиртеш образ молодого коммуниста Кадоша. Хороша, обаятельна актриса Эва Шпаник в роли ассистентки профессора Акоша.
Выразительно музыкальное оформление фильма, исполненное композитором Я. Коркеш.
Следует отметить, что лирическая линия в фильме выражена бледно, схематично. Сценический материал не дает возможности способным актерам А. Сиртешу и Э. Шпаник в полной мере проявить свой талант.
Фильм "Западная хона" – интересная, в целом удачная работа венгерского демократического кино.
С. Исаева".
("Восточно-Сибирская правда", 1952, № 163 (11, июль), с. 3).