"Я тебя будить не стану: ты до утренней зари…"

"…В темной комнате,
Светлана,
Сны веселые смотри".


50 лет назад в СССР не дремала и побуждала сказать своё слово совесть митрополита Пимена:
"Ответы митрополита Пимена
Аккредитованные в Москве корреспонденты английских газет "Дейли экспресс" и "Ивнинг ньюс" Дерек Ламберт и Виктор Луи обратились на днях к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену с рядом вопросов, касающихся религиозной принадлежности Светланы Аллилуевой и отношения русской православной церкви к ее поступкам.
Митрополит Пимен ответил на вопросы корреспондентов. Указанные английские газеты напечатали интервью, данное митрополитом, в изложении.
Перепечатываем из "Известий" полный текст этого интервью.
Я сразу постараюсь ответить на большинство из поставленных вами вопросов, поскольку они взаимосвязаны:
За последнее время на страницах наших газет и за рубежом многие честные люди выражают протест своей совести по поводу выступлений Светланы Аллилуевой. Женщина, имевшая несколько мужей, бросившая своих детей, сделавшаяся предательницей своего народа и обнажающая наготу отца своего, пытается что-то говорить о религии и вере в бога.
Моральный облик этой женщины, все святое продавшей за доллары, может вызывать только отвращение и гнев.
И моя совесть, как служителя церкви, занимающегося руководством духовной жизни в Москве, побуждает меня сказать свое слово, чтобы освободить от соблазна тех, кто по своей наивности может поддаться влиянию этих "благочестивых" высказываний, которые жадная до сенсаций пресса западного мира, чаще всего служащая "желтому дьяволу" хочет с лицемерной слащавостью преподнести как некое "богоискательство".
Высказывания Светланы Аллилуевой свидетельствуют о их наполнении ложью. Она говорит, например, что несколько лет назад была крещена в одной из московских церквей и что это обращение произвело в ней большую внутреннюю перемену. Однако из ее теперешних выступлений видно, что и сейчас она не знает, к какой религии и церкви принадлежит. Она мечется от одной религии к другой, то ее увлекает индуизм, то ей очень симпатична католическая вера, то ею вдруг овладевает внезапный интерес к американской "Церкви христианской науки" и т. д. Их этого можно заключить, что принятие ею благодати святого крещения без должной внутренней подготовки и глубокой сознательной веры явилось с ее стороны профанацией, и, конечно, за таким "обращением" не может последовать никаких внутренних больших перемен. И если еще теперь за подобные "духовные" разглагольствования ей платят большие деньги, то не только настоящий
христианин, но и всякий порядочный человек должен отвернуться от этой, как она сама говорит, "формально принявшей крещение", более чем морально падшей и духовно оскудевшей женщина.
Как может быть совмещена принадлежность к религии, исповедающей самоотверженную любовь к ближним, с противоестественным для матери оставлением детей, с предательством Родины и поруганием её?!
Заявления Аллилуевой являются попыткой прикрыть свои аморальные поступки ложью, стремлением придать им благовидность и создать для себя привлекательный на Западе ореол религиозно ищущего человека.
Что же касается утверждений Аллилуевой о принадлежности к русской православной церкви, то и они являются лицемерием, скрывающем вражду к церкви, подобно лицемерию Иуды, который, не отлучаясь от лика апостольского, был врагом своего учителя и господина.
В отношении других поставленных вами вопросов, добавлю нижеследующее:
Со Светланой Аллилуевой я лично не знаком, а поэтому мне не может быть известным, в каком духе она воспитывала своих детей, это является ее личным делом. Если она действительно крещена в одной из московских церквей, как утверждает, "пять лет тому назад", то таинство святого крещения совершалось над ней так же, как совершается и над всеми другими верующими в обычном порядке.
У нас в стране никогда не существовало никаких препятствий к совершению религиозных обрядов верующими, не было таких препятствия и тогда, когда у власти был Сталин, и Светлана Аллилуева могла, если хотела, пользоваться церковными обрядами сколько угодно и когда угодно.
Что касается направления от меня лично Светлане Аллилуевой послания, то такой вид взаимоотношений для епископата русской православной церкви не традиционен, да и сама Аллилуева не знает в настоящее время, к какой она религии принадлежит.
Митрополит Крутицкий и Коломенский".
("Люберецкая правда", 1967, № 104 (6, июль), с. 4).