"Событья зовут его голосом властным…"

"… Трудись на всеобщее благо!
И вот человек переполнен огнем,
Блокноты, что латы, трепещут на нем
И здесь начинается сага".


60 лет назад в советские люди с неподдельным интересом читали письма братской бывшей абверовской агентуры:
"Письмо русскому брату
Анвар Ас-Садат, египетский журналист
Я решил написать моему русскому брату то, о чем мне хотелось поговорить с ним при встрече.
... Перед тем, как заняться журналистикой, я был офицером египетской армии. В 1942 году меня изгнали из армии и бросили в тюрьму: таково было желание английских властей. Там, в тюрьме я провел пять лет. Там же я начал писать. В 1948 году я вышел из тюрьмы. Нужно было добывать средства к существованию. Я начал писать воспоминания о тюрьме. Их опубликовал журнал «Аль-Мусавьяр». Читатели хорошо их приняли. Журналистика стала для меня не столько ремеслом, сколько радостью и мукой.
Я вырос в маленькой деревне и хорошо помню рассказы моей бабушки о тех событиях, которые разыгрались в соседней деревушке Даншавай. А случилось там вот что: несколько английских солдат охотились на голубей. Крестьяне попросили солдат уйти. Однако солдаты не послушались и, продолжая стрелять в голубей, подожгли скирды пшеницы. У крестьян сгорел урожай. Потом солдаты поставили перед деревней виселицы, притащили несколько крестьян, одного выпороли, а другого повесили.
Этот рассказ, как и подобные ему, волновал меня уже в юности. Я видел, что тот мир, в котором живу я, не знает ни спокойствия, ни безопасности из-за того, что нас давит империализм.
Я был свидетелем того, как в тот день, когда был свергнут король, британский посол от имени своего правительства дал нам совет, в котором нашла свое отражение теория «заполнения вакуума». Это не совсем та теория, о которой говорят сегодня. Тогда британцы хотели, чтобы мы посадили на престол одного из эмиров бывшей королевской семьи. Эмир был известен своим тяготением к Англии. Он унаследовал эту черту от отца хедива Тауфика, предавшего египетский народ в 1882 году, когда Англия оккупировала нашу страну.
Тогда мы отвергли теорию «заполнения вакуума» так же, как отвергаем план Эйзенхауэра сейчас. Я был свидетелем того, как английский империализм в течение 6 месяцев после революционных событий 1952 года пытался оказать давление на Египет.
Англия отказалась покупать наш хлопок, ссылаясь на то, что у нее на складах и так много этого сырья. Что касается действительной причины, то англичане просто-напросто хотели заставить голодать египетский народ. Они пожелали вернуть к власти правительство предателей, которое должно было сотрудничать с британским империализмом и притеснять Египет.
Но египетский народ не обманулся; революционный комитет твердо стоял на своем, хлопок был продан.
Поистине история не знает преступления более отвратительного, чем то, которое было совершено в Палестине. Здесь у местных жителей было отнята родина. Все это произошло с помощью мистера Трумэна, президента США, который признал государство Израиль еще до его образования, на основе обещаний британского лорда Бальфура, а также с помощью некоторых руководящих деятелей Франции, которые прикрывались словами о равенстве и братстве!..
Все это сделали руководители так называемого свободного мира!
В течение последних лет Британия по-прежнему оставалась монополистом в торговле оружием с арабскими странами. Но империалисты продажу оружия связывали с определенными условиями и обязательствами со стороны Египта.
Британия всячески оттягивала поставки вооружения Египту. А когда мы купили его у социалистического лагеря без всяких обязательств, на основе взаимной выгоды, «свободный мир» поднял крик.
Я видел империализм в самом отвратительном его обличье... Я был свидетелем того дня, когда правительство Идена не нашло иного
средства воздействия на нас, кроме подлой агрессии, которая началась 29 октября и позорно провалилась 7 ноября 1956 года.
Я, как и весь египетский народ, был счастлив, когда Советский Союз и свободолюбивые народы оказали нам поддержку.
Я был восхищен посланиями Советского Союза, направленными правительствам Великобритании, Франции и Израиля 5 ноября 1956 года.
Поистине эти послания означали для нас конец одной эры и начало другой...
Эти послания со всей очевидностью показали, что для Франции и Англии нет возврата в Египет.
Эти послания показали, что с империализмом и политикой с позиции силы рано или поздно будет покончено навсегда.
Мы смеемся от души над теми, кто до опубликования посланий говорил с нами хвастливо и высокомерно, не иначе, как с помощью бомб и танков. И вдруг мы увидели их в растерянности и страхе.
Мы будем продолжать бороться за мир, в котором народы понимают настоящий смысл братства и любви. В этом мире каждый народ выберет для себя строй, который предусматривает невмешательство в его жизнь...
Это мир, в котором восторжествует воля народов, потому что сегодняшний век – это век воли народов.
Каир.
Перевод с арабского".
("Огонек", 1957, № 11 (10, март), с. 7).