"… Своих детей под пули посылать
Чтоб умножались доллары кого-то,
Чтоб в Вашингтоне стали их считать.
За прочный мир я отдаю свой голос,
Чтоб цвёл мой сад под небом голубым
И наливался в поле спелый колос,
А над Уралом стлался домен дым".
65 лет назад самые сильные муки испытывали советские женщины тогда, когда начинали плохо работать мужья:
"Образы женщин Украины
В Харькове высится созданный скульптором Манизером памятник Тарасу Шевченко. Вокруг постамента скульптор расположил фигуры героев произведений Шевченко и среди них любимый поэтом образ Катерины. В создании ее скульптуры Манизеру помогала Наталия Ужвий. Вглянитесь в прекрасное лицо Катерины – вы прочтете в нем глубокое горе, скорбную задумчивость, скрытый гнев. Такими артистка рисует сценические портреты своих земляков из далекого прошлого...
... Счастье мирного труда передает Ужвий в созданных ею в последние годы образах Ольги в «Макаре Дубраве» и Наталии Ковшик в «Калиновой роще» А. Корнейчука.
... Радостная, оживленная вбегает Ольга-Ужвий в садочек своего отца Макара Дубравы. Но вот мать начинает расспрашивать ее о жизни с мужем, и тень ложится на лицо Ольги. Ее мучит не только то, что Павел заметно изменил отношение к ней, но главным образом то, что он стал плохо работать. Глубоко и серьезно переживает Ольга ошибки любимого мужа.
Но ведь мы с вами видели ее сейчас веселой и оживленной. «Я только что пришла из больницы», - сказала тогда Ольга. И мы понимаем, что она живет не только своим личным горем, но прежде всего своей работой врача, и это дает ей радость. Так актриса сразу приносит с собой на сцену характерные черты советской женщины во всем ее духовном богатстве.
В роли Наташи Ковшик – «Калиновая роща» А. Корнейчука – Ужвий появляется на сцене гневная, возмущенная, но, слушая, как она обрушивается на Романюка, невольно думаешь: а как, наверное, хорошо умеет эта женщина приласкать и ободрить, сколько в ней нежности!..
Ковшик-Ужвий относится к людям строго и любовно, как мать. Она полна деятельной материнской заботы не только по отношению к своей родной дочери Василине, но и к художнику Вербе, к писателю Батуре, к вдовам-колхозницам, к Романюку – ко всем советским людям, с которыми сталкивает ее жизнь. Счастливое, горячее материнское сердце раскрывает Ужвий в этой роли...
Б. Львов".
("Огонек", 1952, № 11 (9, март), с. 28).