"… Нагляделся в телевизор
На вечерние программы".
55 лет назад в СССР не так и легко было выполнить все указания XXII съезда Коммунистической партии:
"Почему гаснут экраны?
Я. Милецкий
Неудачник плачет
С той самой минуты, когда человек привозит домой новый телевизор, ко всем многочисленным ипостасям – квартиросъемщика, пассажира, потребителя или клиента – добавляется еще одна: выражаясь языком инструкций и наставлений, человек становится "владельцем телевизора". В этой новой ипостаси ему придется выступать, быть может, долгие годы, и еще неизвестно, что она сулит ему – радость или горе.
В нашей стране насчитывается почти семь миллионов "голубых экранов". За ними коротают вечера десятки миллионов людей. Не всем, однако, телевизоры доставляют удовольствие. Немало и неудачников. О них и пойдет речь.
Неудачник плачет… Вот одно из писем, показанных мне в телетресте:
"Два года мы собирали деньги на телевизор. Долго стояли в очереди, пока наконец купили его. Но он проработал не больше часа и с тех пор все время выходит из строя.
Он назван почему-то "Рекордом". Почему? Уж не рекорд ли брака? Ведь из четырех месяцев и трех недель гарантийного срока он проработал не больше месяца.
Возле Красной площади вывешен многометровый плакат, там написано, что гарантийный срок на телевизоры будет увеличен до 12 месяцев. Но если заводу сходит с рук такое плохое качество, он никогда не сможет увеличить гарантийный срок и тем самым не сможет выполнить указания XXII съезда Коммунистической партии".
Справедливое замечание. Добавим от себя, что "Рекорд", выпускаемый Александровским заводом Владимирского совнархоза, отнюдь не худший по качеству телевизор. Он пользуется большим спросом у населения и составляет 20 процентов всего телевизионного парка страны.
Впрочем, многие из 23 моделей телевизоров, выпускаемых нашей промышленностью, не выдерживают установленного гарантийного срока. За шесть месяцев приходится ремонтировать более половины выпущенных приемников. По одному, два, три, а то и больше раз. Вот некоторые цифры, без которых нельзя обойтись.
За апрель – октябрь прошлого года, по данным Московского телевизионного треста, подверглись гарантийному ремонту следующие телевизоры:
"Радий" – 66 процентов из всего количества состоявших на гарантийном обслуживании,
"Темп-6" – 75 процентов,
"Знамя-58М" – 68,2 процента,
"Старт-3" – 67,9 процента,
"Енисей-2" – 68,5 процента,
"Беларусь-5" – 71 процент и т. д. и т. п.
Вот, оказывается, сколько их, неудачников!
В чем причина столь частых ремонтов, позорного положения с заводской гарантией?
На этот вопрос мне ответил начальник отдела Министерства связи СССР тов. В. Д. Кладовщиков:
- Конечно, вина за брак лежит на заводах, выпускающих телевизоры, но справедливости ради нужно сказать, что немалая доля вины падает и на заводы – поставщики деталей. По нашим данным, сорок процентов повреждений происходят из-за неисправности кинескопов и вакуумных ламп. Какие заводы здесь особенно отличаются? Пожалуй, Львовский ламповый завод. Впрочем присоединим сюда и ленинградскую "Светлану". Часто причиной повреждений являются недоброкачественные радиодетали.
Но, повторяю, достаточно велика и доля вины заводов, выпускающих телевизоры. Вот, например, "Рубин-102". В общем-то неплохой телевизор, но его, видимо, пустили в серийное производство недостаточно отработанным. Иначе чем объяснить, что с января по сентябрь прошлого года завод издал сорок два приказа об изменении 102 чертежей этого телевизора? Отсюда и быстрая порча "Рубина". Есть у него, я бы сказал, "фамильный" недостаток – неустойчивая синхронизация по строкам. Им страдали и телевизоры, выпускавшиеся в 1956 году, и "Рубин-102" производства 1961 года. Очевидно, схема не отработана до конца. В итоге мучается сам завод, мучаются ремонтники, а больше всего – владельцы телевизоров. А завод ни за что не хочет позаимствовать схему автоподстройки, работающую безотказно в "Темпе-3" и "Темпе-6".
Кстати, о "Темпе-6". Это, как ни парадоксально, и самый хороший и самый плохой телевизор. По качеству изображения, по звуку он, бесспорно, лучший. Тем печальнее, что он ненадежен в эксплуатации и вызывает много справедливых нареканий. Он, правда, несколько улучшился за последнее время, но возни с ним у ремонтников еще немало…"
("Огонек", 1962, № 9 (25, февраль), с. 30-31).