"На плоском берегу Голландии суровой…"

"… Я наблюдал прилив, борьбу воды и дюн... 
И в тихих городах меня встречали снова
 

Гальс - вечный весельчак, Рембрандт - седой вещун"
.


60 лет назад в споре о том, кому владеть открыткой с видом Москвы, могли и пырнуть друг друга ножом голландские дети:
«Когда раскрываются сердца
Записки участника похода советских кораблей в Голландию
В Роттердам мы прибыли в полдень. Чтобы войти в порт, нам пришлось почти целый час плыть по каналу Ньюве - Ватервег, по берегам которого за высокими земляными дамбами виднелись расположенные ниже уровня моря зеленеющие поля - польдеры, как их здесь называют. Земли в Голландии мало, ее берегут и тщательно за ней ухаживают. Жители страны затрачивают много сил и средств на осушение озер и прибрежных морских районов. Недаром здесь любят повторять меткую поговорку: «Если бог сотворил всю землю, то Голландию создали сами голландцы».
Когда советские корабли - крейсер «Свердлов» и эскадренные миноносцы «Суровый» и «Сердитый» - пришвартовались у причалов Роттердама, то оказалось, что, за исключением официальных лиц, нас почти никто не встречает. Мы были несколько удивлены этим, но скоро все стало ясно. Голландский журналист господин Калкман так объяснил нам причину такой встречи. Он сказал, что вековая борьба за независимость приучила маленький голландский народ с опаской относиться ко всем чужестранцам, особенно если они прибыли на военных кораблях. К этому объяснению придется также добавить, что, по - видимому, сказались и долгие годы «холодной войны», когда буржуазная печать без удержу твердила об «агрессивности русских».
Но лучший метод устранения всякого недоверия между народами - личные контакты. Скоро в этом убедились и сами голландцы. Уже через несколько дней после прихода советских кораблей в Роттердам все газеты писали, что русские моряки нашли общий язык с голландцами. И это было действительно так.
Для знакомства со страной и ее народом нам очень много дала поездка в Амстердам…
…В тот же день в амстердамском зале Консерт - Гебоу начал свои гастроли Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. Во время дневного концерта зал на две с лишним тысячи мест оказался наполовину пустым. Здесь, по - видимому, опять сказались последствия «холодной войны».
- Вы должны воодушевиться тем, - сказал участникам ансамбля руководитель отдела культуры муниципалитета господин Крамер, - что этот зал видел много триумфов.
Но вряд ли в этих словах было что-нибудь больше, чем обычная светская вежливость. Нашлись даже скептики, которые предсказывали, что ансамбль балтийцев не будет иметь успеха у местного населения. Но их прогнозы не подтвердились. Уже в конце первого отделения стало ясно, что матросский ансамбль имеет успех. Мы наблюдали за сидевшими на балконе неподалеку от нас. После каждого номера они делали два - три вежливых хлопка. Однако, когда хор запел на голландском языке песню «Да здравствует море», зрители, уже позабыв о своей сдержанности, начали горячо аплодировать. А когда солист Ю. Василевский затянул шуточную голландскую песенку «Жила - была», то весь зал дружно подхватил припев и затем потребовал повторить этот номер. Заключительная танцевальная сюита «Вечер на рейде» неоднократно прерывалась овациями. Слух еще об одном триумфе в зале Консерт - Гебоу распространился по городу. На вечернем выступлении в зале не осталось ни одного свободного места. После окончания концерта на сцену вышел бургомистр Амстердама господин д'Аи и сказал:
- Я нахожу, что военные суда - неприятные вещи, но когда я почувствовал, какой дух живет среди матросов и офицеров ансамбля, то искренне порадовался гостям. Мы можем только приветствовать такой обмен визитами. Ансамбль явился лучшим послом, которого Россия могла послать сюда.
У здания Консерт - Гебоу русских моряков окружили восторженные амстердамцы. Один антрепренер, увидя энтузиазм, с которым публика встречает артистов, сказал, что на концертах ансамбля в течение недели он смог бы заработать целое состояние. Это была своеобразная, но весьма высокая оценка искусства флотских певцов и танцоров.
В воскресенье утром тысячи голландцев заполнили берега гавани Паркхавен и набережную Парккаде в Роттердаме. По трапу крейсера «Свердлов» один за другим поднялись двести пятьдесят детей. Их встретил командующий отрядом советских кораблей контр - адмирал Котов. Он пожелал голландским ребятам быть хорошими патриотами своей родины, хорошо учиться и никогда не испытывать ужасов войны.
Дети познакомились с нашими матросами, получили от них много различных подарков. Затем прямо на палубе качался концерт ансамбля. Во время этого выступления фотокорреспондент журнала «Лайф» вдруг бросился к одной из девочек. Оказалось, что у восьмилетней Нелли де Ваал сверстник выхватил открытку с видом Москвы. Девочка заплакала, и американский репортер поспешил запечатлеть это на пленке. Не знаю, получился ли у него кадр, где из двухсотпятидесяти веселых детских лиц выхвачено одно грустное личико. Но когда Нелли де Ваал, получив новый сувенир, улыбнулась, фотокорреспондент уже спрятал аппарат: улыбающееся детское лицо, повидимому, не интересовало его...
Невозможно забыть встреч с приветливыми и доброжелательными голландцами. Каждый из них выражал свои чувства по - своему.
Кто - то из голландцев на берегу затянул «Дубинушку». Моряки на крейсере дружно подхватили припев. Каждый из нас понимал, что человек, запевший знакомую ему русскую песню, несомненно, сделал это из уважения к своим гостям.
В последний вечер нашего пребывания в Роттердаме жители города долго не уходили с набережной.
- Я думаю, что выражу общее мнение, - сказал вам рабочий электрогазового предприятия Бернардус де Грааф, - если скажу: хорошо, что был обмен визитами. Приходите к нам снова.
Крейсер «Свердлов», эскадренные миноносцы «Суровый» и «Сердитый» уходили из Роттердама в середине дня. Время было рабочее, но все набережные города заполнили провожающие….
Капитан-лейтенант К. Голованов»
("Смена", 1956, № 23 (декабрь), с.17-19).