"Ты и нынче та же – день и ночь на страже…"

"… В пограничной полосе. 
След мы видим вражий, 
Шорох ловим каждый, 
Знаем мы врага уловки все".


55 лет назад в СССР враги нередко делали вылазки по вечернему холодку:
«На границе
У подножия обрывистых гор, через ущелья и долины вьется узкая полоска вспаханной земли. Она нигде не прерывается, нигде не исчезает. На ней нет ни кустика, ни травинки, хотя земля взрыхлена так старательно, что даже след вороны можно издалека заметить. Полоса стережет границу. Кто бы ни шел с чужой стороны, его след обязательно отпечатается, выдаст нарушителя. И тогда по заставам прокатится сигнал тревоги.
… Сержант Анатолий Верескун и его друг Николай Михайловский сидели в красном уголке и ждали начала киносеанса. За окном стоял вечер, холодный, похожий на ночь, какие обычно бывают в горах поздней осенью. В такую погоду враг нередко делает вылазки. И на этот раз, не успел вспыхнуть экран, как друзей сорвала с места тревога. Через несколько минут они, набросив на плечо автоматы, уже мчались в машине по извилистой горной дороге.
На одном из поворотов машина притормозила: дальше надо было идти пешком. В кромешной тьме пограничники карабкались по скользкой тропинке вдоль глубокого скалистого обрыва.
Проделав утомительный путь, они залегли в засаде над тропинкой. И тотчас почувствовали холод. Где-то совсем рядом выпал снег, и ветер, налетавший сверху, пробирал до самых костей. Но нельзя было даже пошевельнуться: малейший неосторожный шорох мог предупредить врага.
Друзья чутко вслушивались в тишину. Ее ничто не нарушало. Только ветер шуршал в кустах да изредка откуда-то снизу доносился вой волков.
Так продолжалось очень долго. Уже на рассвете близко прошли архары. Прошли – и не почуяли людей. Неудержимо клонило ко сну: сказывались напряжение и усталость. Но как раз в это время на тропинке мелькнула подозрительная тень, за ней – другая… Пограничники замерли, выжидая. Спустя минуту они выскочили из засады. Дорогу шпионам преградили дула автоматов.
Таков небольшой эпизод пограничной службы, тревожной, суровой, но очень важной и почетной. Несут ее замечательные, смелые люди – надежные часовые наших родных рубежей.
Д. Александров».
("Пионер", 1961, № 11 (ноябрь), с. 36).