"Вдыхает он запахи крови и гари, часы его в жизни уже сочтены…"

"... Склонившись над ним, улыбается Гарри –
Зачинщик разбойничьей этой войны".


65 лет назад при пересечении границы СССР многое вдруг вставало во всей своей необычайной значимости:
 «Книги лауреатов Сталинских премий
«За синим морем»
Андрей Малышко, «За синим морем», издательство «Советский писатель», 1950 г., 143 стр., цена 2 р. 50 к.
Кому приходилось бывать за границей, знакомо это чувство: милей и дороже становится родимая сторона, многое из того, к чему мы привыкли и пригляделись, что стало для нас простым и необходимым, как воздух, вдруг встает перед нами во всей своей необычайной значимости, лишь только пересекаем мы границу Советского государства.
Именно такое чувство великой любви к своей Родине, гордости за ее необъятные просторы, за мир и радость, которые несет она всем честным людям земли, - с новой силой возникают при чтении книги стихов лауреата Сталинской премии украинского поэта Андрея Малышко «За синим морем».
С представителями советского народа Андрей Малышко после войны побывал в Америке. Своими глазами увидел он страну, о которой он читал в романах Майн-Рида и Купера, которую знал по полным юмора и горечи произведениям Марка Твена, по гневным обличительным стихам Маяковского. Страшная правда о трумэновской Америке легла в основу книги советского поэта.
В десятках стихотворений этой книги перед читателями встают образы двух Америк – Америки честных тружеников и Америки озверелых атомщиков, пытающихся навязать миру новую войну.
С большой теплотой поэт рисует образы людей, к которым пресловутая статуя Свободы, купленная банкирами-пауками за ничтожные центы, «словно проститутка с авеню», повернулась спиной.
Мы видим, как по улицам движется колонна бастующих рабочих, которые напоминают Андрею Малышко и коммунаров «на смертной грани баррикад», и матросов, что «встали на Авроре», чтобы начать двадцатый век», видим безработного с краюхой хлеба, зажатой в руке, словно граната, в поезде, который мчится в Виннипегу, и другого безработного, что в старой ковбойке сквозь «дождь и снег, мороз под вечер лютый» бредет от города к городу в тщетных поисках работы.
   За голодным днем – голодный вечер,
   Хлеб еще вчера доел он свой,
   Он – сержант, и в списке он отмечен,
   В черном списке черною рукой.
   Жаль, что не пришла расплаты дата!
   Но придет пора боев таких –
   И ударит он из автомата
   В злую свору сытых и глухих!
Страшные картины жизни в «стране желтого дьявола» встают за строчками стихов.
…Плачет мать, потерявшая мужа и сына в Арденнах. Ее слезы не видны богатым и сытым. Для своих подлых целей они забирают у вдовы последнего сына, чтобы сделать его пушечным мясом, чтобы вместе с другими послать его на убой.
…В жилище, где гнилые доски, мокрицы, сырость, возвращается вышвырнутый за ворота капиталистами каменотес, который сорок лет строил небоскребы, создавал из мертвого камня живые творения искусства.
…Просит милостыню однорукий солдат-ветеран, хмурые грузчики грузят оружие для преступной войны во Вьетнаме.
Нет! Не по слащавым лживым романам, обильно сдобренным сахарином и патокой, узнал Андрей Малышко о судьбе коренных жителей Америки – индейцев, не по обложке фальшивого журнала «Америка» судил он  жизни негров в этой стране «идеальных свобод». Он сам «вековую боль их и обиду собирал по долам и холмам».
Загнанные, словно звери, в зоны, огражденные столбами, индейцы – исконные жители Америки – служат предметом развлечения для любителей «экзотики». В одном из стихотворений А. Малышко
Описывает девушку-индианку, которая за жалкие центы пляшет перед толпой пресыщенных бизнесменов.
С огромной обличительной силой пишет поэт о расовой дискриминации, о тяжелой доле негров, о зверских законах рабовладельцев двадцатого века.
Он видит не только «свинцовые мерзости», не только ужасы жизни в этом империалистическом раю, но и надежду в глазах людей. Он чувствует их веру в светлое завтра, когда безработный сержант сполна заплатит бешеной своре сытых и глухих, когда каменотес завалит миллионеров шлифованным гранитом, а индейцы спляшут грозный танец «Красная молния» в честь победы.
Ленинское слово, сталинская правда преодолевают границы и преграды. Они приходят и к забитым неграм в Оклахому, и к лесорубам Канады, и к жителям Кубы и Мексики.
Сталинская правда приходит в рабочие кварталы и с рассказами о Советской стране и с «Кратким курсом истории ВКП(б)», который везет герой стихотворения «Рассказ об одной книге». И пусть при обыске книга была найдена,
   А парня скрутили: как острое жало,
   Впилось ему в руки железо оков,
   Но с ним по дороге в бессмертье шагала
   История партии большевиков.
Но рядом с Америкой честных тружеников есть и другая Америка. Убийцы и миллионеры, предатели и бредящие войной генералы, безумные политики и кровавые палачи представляют эту Америку. Образы этих человеконенавистников с гневом и ненавистью изобразил А. Малышко в целом ряде стихотворений.
Вот ночью на авто мчится, пропитанный желчью, вечно злой Херст. Это он благословлял поход гитлеровцев на Россию, это он «восьмидесятилетний волк седой», захлебываясь острою злобой, до самой смерти клеветал на советский народ, это он со страниц своих желтых газет грозил миру новой войной и атомной бомбой…
... В стихах А. Малышко много очень точно найденных интересных сопоставлений. Так, в стихотворении «В лифте» поэт подчеркивает противоположность настроения негритянки-лифтерши и движения лифта. Переполненный бизнесменами, с мордами, как ростбиф, лифт движется наверх. А настроение негритянки, присутствие которой приводит в бешенство этих краснорожих ожиревших господ, опускается все ниже. Но вот в лифт входит советский человек и, доехав доверху, он по-сыновьи, с благодарностью кланяется негритянке, и хотя лифт быстро летит вниз, «негритянке сдается, что вот счастье все выше, выше и выше, словно на крыльях, ее несет».
В наши дни ни один честный человек не может остаться в стороне от событий, которые волнуют все человечество. Борьба сторонников мира против новой войны охватывает все большее количество людей.
Художественная литературы, особенно советская художественная литература, призвана при помощи художественных образов раскрывать людям глаза на все явления сегодняшней жизни, звать их на борьбу с поджигателями новой войны, разоблачать их лживую политику. Литература находится на передовой линии огня вместе с теми, кто подписывает сейчас Обращение Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами, вместе с теми, кто ведет справедливую освободительную войну против американских, французских и других захватчиков.
Книга стихов А. Малышко «За синим морем» - вклад советского поэта в великое дело борьбы за мир во всем мире.
Марк Гантваргер».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 237 (7, октябрь), с. 3).