"Ночью звездной до рассвета ярко светится во мгле..."

"... Свет в одном окне заветном
Над Москвой-рекой в Кремле".
  


70 лет назад в СССР огромно было воспитательно-образовательное значение грамматического разбора:
 «В помощь молодому учителю
Грамматический разбор и его основные задачи
Грамматический разбор в начальной школе, как и в неполной средней школе, должен занимать большое место при изучении грамматики. Как вид работы по закреплению грамматических знаний он имеет огромное значение, заключающееся в том, что грамматический разбор учит учащихся разбираться в языковых фактах, учит применять знакомые детям положения и выводы к отдельным примерам, а частные конкретные случаи – подводить под то или иное обобщение…
Пример разбора предложения для 4 класса.
…Ребята внимательно слушали доклад Сталина.
Определяем, что это предложение простое (выражена одна мысль), распространенное (кроме главных членов есть второстепенные), повествовательное (содержит простое сообщение без восклицания и вопроса).
Выделяем сначала по вопросам главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Кто слушал доклад? – «ребята» - подлежащее (устанавливаем формы, т.е. падеж, род, число).
Что делали ребята? – «слушали» - сказуемое, выражено глаголом (устанавливаем форму, т. е. лицо, спряжение и т.д.)
Затем разбираем пояснительные слова при сказуемом: что ребята слушали? – «доклад» - дополнение, выраженное именем существительным. Доклад чей? – «Сталина» - определение к слову «доклад» - выражено именем существительным.
Как ребята слушали доклад? – «внимательно» - обстоятельство образа действия, выраженное наречием.
При подлежащем в данном предложении пояснительных слов нет. Нужно, что бы ученики разбирали сначала все пояснительные слова при одном из главных членов, а потом пояснительные слова при других членах. Полезно разбивать слова на пары, например:
ребята слушали
слушали доклад
доклад Сталина
слушали внимательно…
… Повторяю, что при правильно поставленном грамматическом разборе мы достигаем следующего:
а) углубляются и закрепляются грамматические знания учащихся;
б) грамматический разбор является одной из мер борьбы с безграмотностью учащихся – основным злом нашей школы;
в) учит учащихся понимать языковые факты, способствует развитию мыслительных способностей учащихся;
г) развивает речь учащихся через обогащение и уточнение словаря учащихся;
д) помогает воспитывать нашу детвору в духе коммунистического воспитания, отражая общественно-политические события, связанные с жизнью советского народа, с жизнью нашей страны.
Следовательно, воспитательно-образовательное значение грамматического разбора огромно.
К. Литус,
преподаватель педагогического училища».
("Советский Сахалин", 1946, № 199 (6, октябрь), с. 4).