"… Мира фронт нерушим, несгибаем и свят.
Я у вас не прошу, нет – я требую мира,
Как отец, как запаса солдат!"
65 лет назад учили правде и закаляли волю зрителей советские театральные спектакли:
«Театр
Спектакль о борьбе за мир
Миру мир! Никогда еще эти два коротких слова не звучали с такой силой, как в наши дни. Они выражают единое, страстное желание народов всех стран, их непоколебимую волю к мирной жизни и труду и грозный протест против новой войны, несущей смерть и разрушения. Пьеса Ц. Солодаря «Звезда мира», поставленная Иркутским театром юного зрителя, посвящена этой волнующей теме. Она знакомит с жизнью и борьбой французских докеров против поджигателей новой войны.
Герои пьесы – мальчики, работающие котлоскребами в порту. Маленькие чистильщики пароходных котлов Жан (артистка Л. М. Буйновская) и Пьер (артистка В. И. Каншина) заняты мыслью о том, как бы получить работу, чтобы прожить самим и накормить больную от постоянного голода сестренку Пьера. В манерах они подражают взрослым докерам, вполне самостоятельны и, хотя и не лишены детской живости и озорства, глубоко и правильно понимают свое положение.
Это прекрасно раскрывается в одной из лучших сцен спектакля, когда Жан, Пьер и Этьен (артистка Т. И. Тузовская) ведут разговор о своей жизни. Мальчики давно разучились весело и беззаботно смеяться, играть. С горькой усмешкой на пухлых ребячьих губах говорит Жан о неосуществимой для него мечте учиться в школе. Его отец, коммунист, отдавший жизнь в борьбе за освобождение рабочего класса, говорил сыну о Советском Союзе, замечательной стране, где люди живут счастливо, где каждый имеет право на труд. Как зачарованные, слушают товарищи рассказ мальчика о светлом и радостном детстве советских детей, бесплатных, больших и доступных всем школах, пионерских лагерях. С благоговением рассматривают маленькие чистильщики котлов портрет величайшего и любимейшего в мире человека И. В. Сталина, обнимающего простого советского мальчика.
Жан верен памяти отца. Вместе с матерью он продолжает его дело, расклеивая на улицах города листовки, призывающие французов всеми силами противодействовать американским империалистам а их захватнической политике.
Этьен, прозванный «ящерицей» за удивительную гибкость и способность пролезть в самые узкие трубы, знает цену деньгам, не прочь подтрунить над товарищами, зарабатывающими меньше. Но благородные поступки Жана, его умение быть истинным, отзывчивым другом, смелость и вера в необходимость борьбы с угнетателями привлекают Этьена. Его юное, открытое, смелое и честное сердце не может не почувствовать и не понять, где правда. Этьен становится другом и помощником Жана, его матери и друга отца Жана докера-коммуниста Клода Ферри в их борьбе с американским дельцом Мориссоном, выполняющим волю американских империалистов.
Эта борьба становится особенно острой и опасной потому, что в ней принимают участие такие люди, как сыщик Хелч и отчим Этьена, предатель Поль Шестипалый – люди, продавшиеся фашистским хозяевам. Запоминающуюся фигуру предателя рабочего класса, вызывающую чувство глубокой ненависти, возмущения и гадливости, создал артист П. И. Лавров в роли Поля Шестипалого. Поль омерзителен и жалок в своих попытках лгать и притворяться перед рабочими, говорить елейным голосом и прислушиваться перед своими хозяевами.
Несмотря на весьма ограниченные автором пьесы возможности, артист М. А. Бибер сумел показать в образе сыщика Хелча человека, облеченного властью, не останавливающегося ни перед каким преступлением, не считающегося ни с какими законами.
Мориссон в исполнении артиста В. Я. Коноплянского типичный американский делец. Деньги и приказ хозяина для него закон. Он груб, бесцеремонен, самоуверен, жесток и слепо презирает все нации мира, кроме американской. Для него ничего не стоит сжечь в пароходном котле живого французского мальчика только для того, чтобы без минуты опоздания выполнить волю своей «торговой компании» и отправить во Вьетнам пароход с грузом бомб.
Артист И. Г. Коршунов неплохо справился с ролью подрядчика Дюбефа, человека, который готов унижаться и трепетать перед тем, от кого зависит его обогащение, и жесток и жаден по отношению к тем, кто зависит от него. Но артист не смог избежать в своей игре некоторых уже знакомых зрителю приемов и жестов.
Этим врагам великого дела борьбы за мир в пьесе противопоставлен народ.
Исполнительницам ролей мальчиков Н. М. Буйновской (Жан), В. И. Каншиной (Пьер), и Т. И. Тузовской (Этьен) удалось создать правдивые, привлекающие искренние симпатии и волнующие зрителей образы юных борцов за мир. Хорош артист В. П. Манихин в небольшой роли матроса Юджина. К сожалению, остальные представители рабочего класса выглядят бледнее.
Режиссер И. С. Городецкий нашел верный тон в разрешении спектакля, в постановке есть ряд ярких и сильных сцен. Но есть и некоторые недостатки. Одним из слабых мест являются массовые сцены. Они получились маловпечатляющими, неубедительными, и это ослабило фон, на котором развертываются события в спектакле. С напряженным интересом наблюдая за происходящим на сцене, зритель не чувствует в должной мере той большой и грозной силы, которая должна подчинить события своей воле. Мы видим на сцене от двух до пяти докеров (за исключением финала). В их внешнем виде нет ничего характерного для французских портовых рабочих.
Этот недостаток влечет за собой другой. Французский коммунист Клод Ферри, мужественный и обаятельный, выглядит в спектакле слабо связанным с массой рабочих, одиноким. Артист О. В. Сидорин, ограниченный очень скупыми возможностями роли, не смог преодолеть этой трудности. Не помог ему в этом и постановщик. Несколько странное впечатление производит грим и костюм Клода Ферри, который внешне мало напоминает рабочего марсельских доков.
Капитан Бемби и механик парохода О’Лири боятся потерять работу и благополучие своей семьи. Под давлением угроз они становятся соучастниками своих хозяев. Не имея сил и решимости твердо встать на путь непримиримой борьбы со своими угнетателями, пресмыкаются перед ними. Артисты С. К. Тихонов (О’Лири) и А. А. Сергеев сумели в основе правильно провести свои роли.
Оформление спектакля (художник А. Р. Ханамиров) дано в слишком светлых тонах. Вид гавани в первом акте, обстановка в машинном отделении и в квартире матери Жана выглядят приглаженно и не совсем соответствуют духу спектакля.
Некоторые недостатки, имеющиеся в спектакле «Звезда мира», не лишают его большого политического и воспитательного значения. Он учит правде, закаляет волю, рождает желание непримиримо, до победного конца бороться за великое и прекрасное дело укрепления мира во всем мире.
Е. Шварц».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 165 (15, июль), с. 4).