"…Он слышит грохот грозных батарей.
Ты подползи и дай ему напиться,
И защити, и словом обогрей".
И защити, и словом обогрей".
75 лет назад мобилизационную готовность советских людей ещё выше поднимали фильмы:
«Кино
«Фронтовые подруги»
В утреннюю тишину улиц врывается грохот танков, бронемашин. Водители их получили боевое задание. И город пробуждается. Наступающий день тревожен. Где-то на подступах к городу началась война. Зритель чувствует это по торопливым и настойчивым звонкам с телефонной станции.
- Срочно явитесь в штаб!
Без паники и шума, те, кому надо, идут по еще сонным улицам и отчетливо слышны их твердые шаги. Они словно заранее ждали этого вызова. Лица их строги, суровы, спокойны.
Вместе с людьми, показанными в фильме, вы так же решительно и мужественно готовы защищать родину.
Экран забывается зрителем, и он входит в жизнь людей, в события, развертывающиеся в фильме, как участник боевых дней зимы 1939-40 года. Вы понимаете грозящую опасность, нависшую над городом Ленина, и готовы вместе с героями фильма выступить, чтобы предотвратить ее, защитив своею грудью колыбель русской революции.
В этом успех фильма у зрителя, его сила, жизненность, его огромное воспитательное воздействие.
Фильм не только напоминает о недавних днях борьбы с финской военщиной, не только правдиво показывает войну с ее опасностями, лишениями и трудностями, но и поднимает еще выше мобилизационную готовность народа, острее дает почувствовать «неприятную вещь» - капиталистическое окружение.
Такова подлинная значимость картины «Фронтовые подруги», сделанной по сценарию орденоносца С. Михалкова и М. Розенберга режиссером В. Эйсымонтом.
В фильме почти нет лишних кадров, развертывающиеся события предельно сжаты, ярки, просты и запоминающиеся. Возможно, что в сюжетной простоте, естественности фильма, в спокойно нарастающем действии его героев, в постепенном, последовательном раскрытии их характеров заложена живительная сила, которая делает картину настоящим произведением искусства.
В комнате штаба РОКК собрались дружинницы – обыкновенные советские девушки, которые до этого занимались в кружках и теперь готовы к санитарной обороне. Им выдали военное обмундирование. Одним девушкам оно по росту и красиво облегает фигуру, другим – нет, и девушки в гимнастерках с длинными рукавами кажутся чуточку смешными и неуклюжими. Но лица их веселы, задорны, возбуждены и слегка беззаботны.
- Дело это добровольное, красоты будет мало, будет много трудной работы,- говорит комиссар, предупреждая девушек и как бы еще раз проверяя их готовность и решимость.
Девушки понимают это, с лиц исчезает беззаботность; сдвинутыми бровями над переносицей они словно стараются подчеркнуть свою серьезность и показаться суровыми.
Слова комиссара предостерегают от романтики, служат тем напутствием для молодых, еще неопытных бойцов, которым поручается впервые важное и ответственное задание.
Девушки уходят на фронт. Короткие сцены прощания с родными и любимыми на вокзале переданы взволнованно.
С Наташей Матвеевой (артистка Зоя Федорова), ее дружинницами Тамарой, Чижиком, Зиной, когда они садятся в уходящий эшелон, прощаешься, как со своими хорошими знакомыми.
Комиссар был прав. На фронте девушек ждет будничная работа. Надо одно из помещений превратить в госпиталь, навести ипорядок и чистоту, вымыть пол, наколоть дров, чтобы истопить печи, подоить корову, принести виды, - заняться тем черновым трудом, без которого ничего не создается и не бывает. Еще госпиталь не приготовлен, а санитарная машина привозит раненых, нужно их обмыть, оказать помощь, перевязать раны.
Исчезает ребяческий задор с лиц девушек, они словно повзрослевшие горячо берутся за свое дело.
Но фронт – есть фронт, близость передовой линии ощущается во всем. Рядом с госпиталем дымятся еще полуразрушенные строения, доносится артиллерийская канонада, прорвавшийся бомбардировщик противника появляется над госпиталем. Девушки видят воздушный бой – бьют по самолету зенитные орудия, разрываются рядом сброшенные бомбы и взрыв их потрясает стены госпиталя. В глазах дружинниц страх, не в силах преодолеть его и Наташа. Она идет к врачу. В палатке, не обращая внимания на воздушный бой, врач продолжает сложную операцию. Он замечает:
- Не отвлекайтесь, сестра.
Спокойствие, с каким врач выполняет свой долг, передается Наташе, ее покадает страх и она, повторяя слова врача, говорит своим подругам, чтобы они работали и не отвлекались.
Самолет противника сбит, и возвращающийся от зенитных орудий командир поздравляет девушек с боевым крещением.
А дальше – жизнь дружинниц наполнена ежедневными, ежеминутными заботами о раненых, материнским уходом за ними, полным ласки, любви, согревающей бойцов.
Но санитары нужны не только в госпитале, они нужны и на линии огня, где приступом, выдержкой бойцов и командиров атакуются вражеские доты. Наташа Матвеева получает приказание вместе с четырьмя дружинницами выехать туда. Путь их тяжел и опасен. Машина, на которой они ехали, наскочила на мину. Девушки идут на лыжах. На дереве притаился противник,его пулей убита одна дружинница. Смерть подруги, ее похороны, одинокая снежная могила, оставленная в тайге, молчаливая клятва, которую зритель читает в глазах Наташи, Чижика, Тамары – одна из самых волнующих эпизодов этой картины.
В фильме есть личные и любовные отношения Наташи к старшему лейтенанту Коровину и раненого разведчика Морозова к Наташе. Это только придает больше правдивости картине, но отнюдь не является главным.
Главное в «Фронтовых подругах» - образ советской девушки. Прекрасные традиции русской женщины, воспетой еще Пушкиным, Лермонтовым, Тургеневым, Толстым, как бы продолжаются в киноповести, углубляя ее лучшие черты – самопожертвованность не во имя любви к одному человеку, а к родине – светлые, высокие, патриотические чувства.
А. Александров».
("Восточно-Сибирская правда", 1941, № 139 (15, июнь), с. 3).