"У Темных, у Грозных, у Окаянных…"

"… За шерстью не видно лица: 
Иваны, Иваны и снова Иваны,
И нет тем Иванам конца".


75 лет назад в СССР много забытого славного вспомнилось к месту историками и писателями:
«Новый роман об Иване IV
Писатель В. И. Костылев, живущий в гор. Горьком, недавно закончил работу над первой книгой трилогии об Иване IV.
В беседе с нашим корреспондентом Валентин Иванович Костылев рассказал: - До сих пор в художественной литературе образ русского царя Ивана IV, вошедшего в историю под именем «Грозный», изображался самыми мрачными красками. Н. М. Карамзин в своей «Истории» не критически использовал пристрастные летописи врага Ивана IV – изменника князя Курбского. Последующие историки и литераторы во многом придерживались карамзинского толкования личности царя Ивана, рассматривая его как безумствовавшего деспота, незнавшего удержу своим прихотям.
Превратное представление об этом интересном и выдающемся человеке создано, например, в широко известном романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный». Сам же А. К. Толстой в письме к одному из своих приятелей раскрывает секрет своего недружелюбного отношения к личности и деятельности Ивана IV, жестоко проводившего централизацию молодого русского государства. А. К. Толстой иронически писал: «Собрание русской земли!.. Собирать – хорошо, но надо знать, что собирать? Горсточка земли лучше огромной кучи…»
Мнения об Иване IV резко расходились. Например, известный немецкий историк Пауль Меркель подчеркивал, что царь Иван обладал проницательным умом, живым и деятельным духом, энергичным характером. По словам  Меркеля, это был «великан, геркулес». Он любил науки, искусство и употреблял все усилия, чтобы пересадить их в свое государство. Иван IVпокровительствовал торговле, он создал в России постоянное войско и был достойным предшественником Петра I.
Несомненно, царь Иван Васильевич был передовым человеком своего времени. Он отлично знал библию, историю Византии, древней Греции и Рима. В царских хоромах была лучшая на Руси библиотека. В его царствование было введено книгопечатание. Не скупясь на затраты, царь приглашал из Англии, Германии, Нидерландов, Швеции мастеров оружейного и литейного дела, архитекторов, философов и астрономов. Так, из Англии приезжал физик Стандиш, с которым Иван IV вел долгие интересные беседы…
… Много славных дел Ивана IV было забыто историками и писателями.
В романе «Москва в походе», который является первой книгой трилогии, названной «Иван IV» («Грозный»), я описываю три года царствования Ивана Васильевича (1558-1561 гг.) Это период взятия Нарвы. Трудно передать сюжетную канву романа в нескольких словах, но главное в ней – любовь народа к родине, стремление к укреплению воинского могущества молодого централизованного государства.
Книга «Москва в походе» будет издана Гослитиздатом.
В настоящее время я работаю над второй книгой. Предположительное название ее «Ливонская война».
(«Комсомольская правда»).
("Советский Сахалин", 1941, № 138 (14, июнь), с. 4).