"Выхожу в твоих полей массивы..."

"… Там, где шум машин из края в край,
Чтоб собрать с родной колхозной нивы
Сталинский богатый урожай".


65 лет назад до зрителей Каннского кинофестиваля медленно, но верно доходили красота и правда широких картин колхозного труда:
«В. Пудовкин
Экран и жизнь
Из каннских впечатлений
… Фестиваль в Канне довольно подробно освещался во французской буржуазной прессе. Однако все, что могло иметь хоть какую-нибудь связь с большими насущными вопросами, волнующими человечество, тщательно замалчивалось. Предпочитали говорить об игре актеров, о технических качествах съемки, причем «вообще», безотносительно к содержанию картины, которое рассматривалось как более или менее выдуманный сюжет. Наше твердое убеждение в том, что надо показывать жизнь такой, какой она существует в действительности, наш оптимизм, нашу веру в творческие силы народа и его будущее газеты определяли одним словом: «пропаганда»…
… Во время просмотра «Кавалера Золотой Звезды» я все старался поставить себя на место людей, наполнявших зал. Неужели не дойдут до них красота и правда широких картин колхозного труда, борьбы за лучшую жизнь, за дружбу, за объединение людей в строительстве мирной жизни? Ведь многие из них видели «Цветущую Украину» - документ, в своей бесспорной правде сливающийся с тем фоном, на котором происходит действие «Кавалера». В картине не было субтитров, голос диктора передавал основное содержание диалогов, и внутреннее развитие идеи картины становилось ясным. Я не разочаровался в своих ожиданиях. Несколько раз возникавшие аплодисменты показали интерес и понимание публикой важнейших моментов развития действия. По окончании демонстрации – продолжительные аплодисменты. В полутьме зрительного зала нашу ложу обступили люди, передававшие свои поздравления. Снова слышу слова «сильно», «неожиданно», повторяющиеся в связи с художественными качествами картины. Восхищаются игрой актеров. Восхищаются цветом, оставляющим за собой даже то, что им так понравилось в «Мусоргском». Мы выслушиваем и более сдержанные полуофициальные поздравления со стороны членов комитета и жюри. На следующий день просматриваем местную прессу. Обычная картина: «Прекрасный цвет, прекрасная игра актеров, но… «пропаганда!» Ни слова о том, о чем говорили после сеанса люди под непосредственным впечатлением только что прошедшей картины…»
("Литературная газета", 1951, № 62 (26, май), с. 4).