"И далеко, в сиянии зари…"

"… В своих широких шляпах из брезента
Шахтеры вторят звону инструмента
И поднимают к небу фонари".


65 лет назад некоторые фильмы входили в сокровищницу лучших произведений искусства советского кино уже одновременно с выходом на экраны, а то и раньше:
«Кино
«Донецкие шахтеры»
Новый цветной художественный фильм.
Сценарий – лауреата Сталинской премии Б. Горбатова и В. Алексеева. Постановка – заслуженного деятеля искусств, лауреата Сталинской премии Л. Лукова. Главный оператор – лауреат Сталинской премии М. Кириллов. Композитор – лауреат Сталинской премии Т. Хренников. Производство Московской киностудии им. М. Горького.
На экраны страны выпущен новый замечательный фильм «Донецкие шахтеры». В этом кинопроизведении постановщик, сценаристы и актеры выразительно, правдиво и вместе с тем поэтично показали советского человека, строителя коммунизма, славный путь его борьбы и побед.
Новый фильм посвящен шахтерам Донбасса. Но в волевых, жизнерадостных и трудолюбивых хозяевах социалистического Донбасса зритель видит всю славную когорту одного из передовых отрядов рабочего класса страны – шахтеров, зритель чувствует пульс жизни всей советской державы. Такова сила художественного обобщения в фильме типических явлений нашей действительности, правдивого отображения в произведении искусства жизни.
Большим достоинством фильма «Донецкие шахтеры» является его политическая злободневность. В нем раскрываются, получают острое, целенаправленное публицистическое освещение глубокие и сложные процессы развития нового, коммунистического и в производстве, и в психологии людей, процессы, связанные с техническим перевооружением промышленности.
Сюжетной основой фильма является жизненный факт в развитии угольной промышленности нашей страны – освоение и широкое применение в шахтах угольного комбайна. Эта машина не только добывает уголь, но сама дробит  и грузит его. В фильме мастерски обобщен этот конкретный факт нашей действительности, хорошо показаны связанные с ним изменения во взаимоотношениях людей, перемены в труде, быту, в общественной жизни. И каждый, кто смотрит этот фильм, вновь и вновь убеждается: брошенные нашей партией зерна уже дают ростки коммунизма.
Донбассовцам выпала честь испытать первый угольный комбайн. Обком партии поручает это ответственное дело коллективу шахты, руководит которой старейший горняк Горовой (артист В. Меркурьев). Большие трудности вызывает испытание комбайна. За несколько недель он не сдвинулся с места, лучшая лава не дает угля. Шахта задолжала стране уголь. Но дружными усилиями всей шахты, коллектив которой освоение комбайна воспринял, как свое кровное дело, долг был покрыт. И вот настал желанный день: из-под комбайна нескончаемым потоком течет уголь «нагора».
Борьба за новую машину взволновала всех шахтеров. Мысль о ней влекла молодежь и стариков в шахту, нашлось много охотников работать на новой машине, молодежь уже сложила и распевает песни:
        - Ой, что за горные комбайны,
        Не машины, красота:
        Уголь рубят, уголь грузят,
        А под забоем чистота!
Но не только в Донбассе думают об угольном комбайне. Его судьбой интересуются в Кремле, об угольном комбайне думает великий Сталин. И зритель чувствует, что вождя партии и народа интересует не сама машина, а облегчение труда горняков, которое достигается благодаря внедрению ее в производство.
Министра (артист В. Хохряков) и секретаря обкома партии (заслуженный артист республики С. Лукьянов) вызывают в Кремль на прием к товарищу Сталину. Товарищ Сталин (артист М. Геловани) начинает разговор с министром прямым вопросом:
- …Вы лично убедились, что угольный комбайн значительно облегчает условия труда наших шахтеров… устраняет профессии, связанные с тяжелым ручным трудом?
Получив утвердительный ответ, товарищ Сталин говорит о необходимости повышать технические знания шахтеров, создавать постоянные кадры высококвалифицированных рабочих на механизированных шахтах.
Товарища Сталина и присутствующих на приеме руководителей партии и правительства интересуют расчеты министра на будущее. Министр предполагал на первых порах внедрить сто комбайнов.
- Сто, говорите? – переспрашивает товарищ Сталин. – Что ж это? Получается меньше, чем по одному комбайну на шахту? Нет. Одна ласточка весны не делает. Я думаю, что будет более правильно, если для начала, только для начала, мы внедрим пятьсот комбайнов. Пятьсот.
Такой размах, такие масштабы возможны только в нашей стране, творцом их является великий Сталин.
Переход к добыче угля комбайном производит целый переворот во всей шахтерской жизни. Сокращается число рабочих, устраняются многие профессии, без которых прежде не мыслилась добыча угля. Что станет с тысячами навалоотбойщиков, запальщиков, с шахтерами других профессий, труд которых заменяет угольный комбайн? Каждая новая машина в капиталистическом производстве усиливает нищету, пополняет постоянную армию безработных. В нашей стране перед рабочими не возникает этой угрозы. Перед советскими рабочими встают новые задачи. И в фильме показано не только возникновение, но и успешное решение этих задач, итогом чего является дальнейший рост и людей, и производства.
Таков наш сегодняшний день, а кое в чем даже день завтрашний. Но памятуя, что молодежь многое а нашей жизни воспринимает, как искони существующее и непреложное, авторы фильма приоткрывают завесу и очень искусно показывают прошлое рабочего класса нашей страны. Перед зрителем предстают страшные картины нечеловеческого труда на капиталистов, картины беспросветной жизни горняков. В общем тоне бодрости, жизнеутверждающего оптимизма, широкого раздолья жизни советских шахтеров картины мрачного прошлого делают как бы контрастнее, ощутимее наше счастливое сегодня и еще более счастливое завтра.
О многом рассказывает фильм «Донецкие шахтеры», но в центре внимания авторов – люди. Они, люди труда – главные герои произведения. Обрисовка характеров, повествование о судьбах этих людей увлекают зрителя волнующей задушевностью, полнотой и страстностью чувств.
Вот идет по улице шахтерского поселка Степан Павлович Недоля (народный артист СССР Б. Чирков) со своей женой Евдокией Прохоровной (артистка А. Зуева). Им низко кланяется молодежь, с сердечным почтением приветствуют их пожилые.
А в шахтерском Дворце культуры уже собрались гости. Здесь и два сына Недоли – инженеры (артисты В. Доронин и А. Игнатьев), и дочь – диспетчер на шахте (артистка К. Лучко), и старые друзья во главе с начальником шахты Горовым, и молодые шахтеры. На юбилей приезжает и секретарь обкома партию. Народ чествует Героя Социалистического Труда Недолю, празднуя пятидесятилетие его работы на шахте.
В мастерски сделанных кадрах фильма рисуется обаятельный, колоритный образ представителя старшего поколения шахтеров, испытавшего и гнет капитала, и трудности борьбы за власть Советов.
Зритель часто встречается с Недолей и чем дальше, тем роднее и любимее становится ему глава целой шахтерской династии.
Рядом с Недолей на всем жизненном пути идет Горовой. На разных постах находятся они, но и в труде, и в радостях они вместе, и так же, как у Недоли, кристально чиста, открыта душа Горового.
Народный артист СССР Б. Чирков и артист В. Меркурьев создали яркие и реалистические образы старых рабочих, большевиков сталинской закалки. Это самые лучшие образы во всем фильме.
Мы видим в фильме и молодое поколение шахтеров. Это самые лучшие образы во всем фильме.
Мы видим в фильме и молодое поколение шахтеров. Это – сыновья и дочь Недоли – образованные люди, стоящие на ответственных постах на шахте, это навалоотбойщик Вася Орлов (артист А. Петров). Они – воспитанники комсомола и большевистской партии, устремленные к светлому коммунистическому будущему.
Своим отношением к героям фильма, авторы его передали сталинскую заботу о людях труда и их ответную сыновью любовь к партии, к великому Сталину.
Славой нашей Родине, великой партии, славой любимому Сталину звучат в фильме идущие от души всего рабочего класса нашей страны слова Степана Недоли:
- И опять я вас, люди, спрашиваю, почему мне такое счастье на долю выпало? А потому, товарищи мои дорогие, что повезло мне кругом. Повезло, что в России родился. Повезло, что в один век, в одно время с великим Сталиным живу.
Новый фильм «Донецкие шахтеры» вызвал большой интерес и единодушное одобрение зрителей. Он войдет в сокровищницу лучших произведений искусства советского кино.
Евг. Бандо».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 122 (26, май), с. 4).