"Там вурдалак во френче ведет локомотив…"

"...Рычаг как можно крепче
Когтями ухватив!"


60 лет назад в СССР Государственная экзаменационная комиссия дала отличную оценку проекту атомного локомотива:
 «Атомный локомотив
В. Степаненко
Дипломный проект студентов Анатолия Степанова и Виталия Шайкова
Это было около года назад. Группа студентов Высшего технического училища имени Н. Э. Баумана проходила преддипломную практику на Коломенском паровозостроительном заводе. В то время в конструкторском бюро завода шла разработка проекта газотурбовоза. Студентам очень хотелось принять участие в этой работе. Они рассказали о своем желании профессору Ивану Федоровичу Суровцеву. Внимательно выслушав юношей, он сказал:
- А не заняться ли нам проектированием атомного локомотива?
Мысль понравилась. Студенты Анатолий Степанов и Виталий Шайков решили взять разработку проекта атомного локомотива в качестве диплома.
Прежде всего друзья строго распределили между собой обязанности. Анатолий должен был произвести расчеты турбины, конденсатора, а Виталий - реактора и котельной установки.
Нужно было изучить много технической литературы, познакомиться с тем, что написано по этому вопросу в иностранных журналах.
Наибольшие трудности проектировщики встретили при выборе типа и размеров реактора. После долгого изучения многих схем остановились на гетерогенном реакторе с графитовым замедлителем.
Очень сложным оказался выбор турбины. В отличие от обыкновенных турбин, которые, как правило, работают на одной скорости, предстояло создать турбину с двумя ступенями скоростей.
Для изоляции паровозной бригады от вредного действия радиоактивных излучений первичного теплоносителя, циркулирующего в реакторе, был оборудован второй, промежуточный теплообменник.
Уточнив вес оборудования, друзья решили, что локомотив должен состоять из двух секций: в первую войдут реактор и котельная установка, во вторую - паровая турбина, конденсатор, вспомогательные устройства. Длина первой секции составит 25 метров и будет иметь 12 осей. Вторая - тоже 25 метров, но 6 осей. В каждой секции предусмотрены просторные кабины для машинистов, благодаря чему тепловоз может не разворачиваться по кругу.
Наконец материал собран, расчеты произведены. Дипломная работа закончена. Наступил день защиты. В зале рядом со студентами - видные ученые, профессора. На огромной доске развешаны многочисленные чертежи. Здесь схемы реактора, турбины, генератора. Анатолий Степанов дает объяснения:
- Мощность локомотива будет составлять 5 500 лошадиных сил. Без добавления воды он сможет проходить больше тысячи километров.
Потом выступает Виталий Шайков. Он рассказывает о реакторе и котельной установке.
- Для заправки реактора, - говорит он, - потребуется естественный уран, обогащенный до двух процентов ураном - 235.
Государственная экзаменационная комиссия дала проекту атомного локомотива отличную оценку.
Преподаватели, друзья тепло поздравили молодых инженеров - комсомольцев с успешным завершением работы. И, конечно, первым подошел поздравить своих учеников профессор Иван Федорович Суровцев.
- Я уверен, - сказал он, - что недалек тот день, когда на стальных магистралях нашей страны появится атомный локомотив».
("Смена", 1951, № 9 (май), с. 20).