"Очнулся он, захлопал, когда зажгли огонь..."

"... Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь".
  

65 лет назад в творческом труде советских театральных деятелей встречались еще досадные уступки прошлому:
«Навстречу творческой конференции театров области
Театр музыкальной комедии
На пути перестройки
И. Орловский, режиссер театра
Жанр советской музкомедии находится сейчас в наиболее острой и решительной фазе своего становления. Борьба с консервативными методами работы актеров и режиссеров остается остро злободневной.
Иркутский тетр музыкальной комедии не мог оказаться в стороне от процесса, захватившего деятельность всех музыкальных театров страны. За 10 лет своего существования коллектив театра прошел сложный путь преодолений старого наследия, оставшегося от «венской» оперетты. На этом пути были и ошибки, и заблуждения.
Еще недавно в репертуаре театра наиболее значительное место занимала «венская» оперетта. В его коллективе бытовало недостаточно серьезное отношение к советской музыкальной комедии, в творческой работе актеров сказывался штамп старой оперетты. Считалось, будто «венская» оперетта наиболее выгодна для финансового плана театра. Но жизнь беспощадно рушила эти предрассудки.
Исторические постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам указали единственно правильный путь перестройки театра и дали возможность всем работникам театра переосмыслить свои творческие достижения и неудачи.
С этого времени советская пьеса все чаще стала появляться в репертуаре Иркутской музкомедии, но только в нынешнем сезоне, наконец, удалось полностью повернуть внимание театра к советской музыкальной комедии...
... Наиболее характерно, что сегодня в театре музыкальной комедии усилия коллектива от первой репетиции до последней подчинены тому, чтобы поднять идейное звучание спектакля и каждой роли. Работа актеров строится так, чтобы перед зрителем был раскрыт характер изображаемого человека, его духовный мир. Извечные штампы старой оперетты, где актер видел в герое не живого человека, а маску, стираются, исчезают...
... Несомненно, что в нашем жанре не только возможно применение системы К. С. Станиславского, а безоговорочно необходимо. Глубокое, вдумчивое изучение этой системы поможет развитию мастерства творческих работников музкомедии.
Действие, - и физическое и внутреннее,- является основой каждой сцены, каждой роли, каждого мгновения, прожитого в музыкальном спектакле. Вот почему так важно полностью ликвидировать «вставной» характер музыкальных номеров. Именно тогда, когда диалог переходит в пенье, действенное поведение актеров должно активизироваться, а не замирать. Музыкальный спектакль должен быть построен так, чтобы музыкальные сцены являлись кульминационными в ходе всего спектакля, ибо в них встречаются два могучих средства творческого воздействия: музыка и сценическое действие.
Это полностью относится и к балету. Балет в современном спектакле – не украшение, а также одно из средств, которое через искусство пластики помогает раскрыть в спектакле идею...
... Все эти принципы не в меньшей степени относятся и к наследию классической оперетты. Наша задача в том, чтобы в классических произведениях созвучные нам мотивы народности, поднимать на щит социальную сатиру, нацеленную на буржуазное общество. Именно в советском театре такие классики оперетты как Оффенбах, Штраус могут обрести подлинную родину.
Большие и ответственные задачи стоят перед нашим коллективом.
Овладение новым методом идет в театре неуклонно, хотя и встречаются еще в нашей работе досадные уступки прошлому. В спектакле «У голубого Дуная» во имя сохранения «обязательного» танца, положенного в дуэте «простака» и «субретки», нарушается жизненная правда. В нелепое положение ставятся во время этого танца Витол и Галя, выполняющие оперативное задание по наблюдению за американским шпионом Дуллитом..."
 ("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 54 (6, март), с. 2).