"Зреет жито на колхозных нивах..."

"... Свежим сеном пахнет на лугу.
Дед-пастух коров неторопливых
У реки пасет на берегу".
  


65 лет назад в советском кино личные взаимоотношения правильно складывались только там, где правильно решались отношения общественные:
«Щедрое лето
”Щедрое лето” - цветной художественный фильм производства Киевской киностудии художественных фильмов. Сценарий лауреатов Сталинской премии Е. Помещикова, Н. Далекого, постановка заслуженного артиста РСФСР лауреата Сталинской премии Бориса Барнета, композитор, лауреат Сталинской премии Е. Жуковский, текст песен лауреата Сталинской премии А. Малышко.
Жизнь советских людей – неисчерпаемый родник тем для увлекательных, жизнерадостных, поучительных произведений искусства. И чем правдивее, чем полнее отображены в произведении искусства жизненные явления, тем оно значительнее, эмоциональнее, тем с большим интересом и пользой воспринимает его наш народ.
Новый цветной художественный фильм ”Щедрое лето” и относится к числу тех фильмов, в которых отражена жизнь – цветущая, счастливая жизнь советских людей, строителей коммунизма.
”Щедрое лето” – лирическая комедия, проникнутая духом всепобеждающего оптимизма, раскрывающая замечательные черты крестьянства сталинской эпохи – заботу об общественном благе, как главную цель жизни, моральную чистоту, искренность, глубину любви и дружбы. Перед зрителем развертываются две параллельно идущие сюжетные линии: борьба за использование внутренних возможностей хозяйственного развития колхоза и лирическая – повествование о дружбе и любви передовых людей колхозной деревни.
Председатель передового украинского колхоза «Вперед» Назар Проценко (его талантливо исполняет народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии Н. Крючков) поднял хозяйство колхоза из разрухи, нанесенной немецким нашествием. Успокоившись достигнутым, Назар Проценко теряет перспективу, не ищет путей использования внутренних ресурсов, не замечает многих недостатков, отклоняет предложения об объединении усилий с соседними колхозами. Он готовится сыграть свадьбу с лучшим бригадиром Героем Социалистического Труда Оксаной Подпруженко (артистка М. Бебутова).
В дни, когда Назар Проценко упоен довольством в колхозе и в своем доме, в село приезжает его близкий друг Петр Середа (народный артист УССР В. Добровольский). Как главный бухгалтер колхоза, Петр Середа убеждается в больших неиспользованных возможностях, его свежий пытливый взор обнаруживает серьезные недостатки в животноводстве. Энергия и горячее чувство движения вперед заставляет Петра выступить с предложением увеличить пятилетний план колхоза.
Это новаторское предложение увлекает колхозников, только Назар Проценко не верит в искренность стремлений своего друга. Назар заподозрил его в любви к Оксане. Чувство ревности оскорбляет Оксану, обостряет взаимоотношения между друзьями.
Но наше советское общество тем и сильно, что передовое, прогрессивное побеждает. А там, где правильно решается общественное, там правильно складываются личные взаимоотношения, там полностью проявляется высокая мораль советского человека. В этом – движущаяся сила социалистической системы. И фильм прекрасно показывает эту победу, как плод коллективных усилий, как торжество творческого труда колхозников артели «Вперед».
Особенно наглядно раскрывается эта ведущая мысль фильма замечательной игрой артистки Н. Архипенко в роли Веры Горошко. В образе Веры перед зрителем предстала обаятельная волевая натура всесторонне развитой, настойчивой, по-государственному мыслящей, задушевно веселой, глубоко и искренне любящей советской девушки. Ее распорядительность, стремление к успеху в соревновании, заражающее других увлечение поставленной целью, чувства первой любви, запавшие в сердце девушки, - все это с искренней простотой передает артистка Н. Архипенко.
Новое пришло в колхоз в результате руководства партийной организации. Зритель видит это и в том, как созванное по инициативе парторганизации общее собрание колхозников единодушно поддерживает увеличенный пятилетний план, и в том живом и непосредственном участии в решении колхозных дел, которое проявляет райком партии.
Песни, написанные лауреатом Сталинской премии композитором Е. Жуковским на слова лауреата Сталинской премии А. Малышко, общий лиризм музыки, мягкие краски в съемках живописной природы и нового колхозного быта, - все это волнует зрителя, возбуждает горячее чувство восхищения замечательной жизнью, лишь небольшая частица которой показана в фильме ”Щедрое лето”.
Евг. Бандо».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 70 (24, март), с. 3).