"Тихо мавзолея дверь открыли..."

"... Вот – Ильич... Я вижу,
Это – он!
Лоб его
Сурово осенили
Складки старых
Боевых знамен".


75 лет назад в СССР приближалась вторая годовщина со дня выхода в свет «Краткого Курса истории ВКП(б)»:
«Мой опыт работы по изучению истории ВКП(б).
Приближается вторая годовщина со дня выхода в свет «Краткого Курса истории ВКП(б)» - замечательного произведения марксизма-ленинизма.
Это прошедшее время явилось периодом невиданного в истории подъема марксистско-ленинского образования кадров партии и государства. Растет число изучающих и закончивших изучение историю партии. Понятно, что с каждым годом все больше будет увеличиваться число начинающих ее изучение, новых, молодых товарищей.
Эту историческую годовщину и я отмечу с гордостью за за свой теоретический и политический рост.
Ведь особенно приятно нам – молодым кадрам, еще раз вспомнить, что только благодаря выходу в свет этой богатейшей сокровищницы марксизма-ленинизма, впитанной великими идеями Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, нам стало возможным ликвидировать свою политическую отсталость и вооружиться передовой революционной теорией, открыть себе путь к простору знаний.
Быть всесторонне развитым, теоретически и политически подготовленным человеком такова была у меня заветная мечта. Но, чтобы добиться теоретической подготовленности, нужно, как говорят, с головой окунуться в теорию.
Нужно много преодолевать трудностей. Я знаю людей, которые кичатся своим всезнайством, выдают себя за теоретически грамотного человека, тогда как они вообще несерьезно относятся к теории и не ориентируются даже в элементарных вопросах. Есть также люди, которые с большим жаром берутся за изучение теории и, встретив трудности, разочаровываются и бросают учебу.
Нечего греха таить, что в первый раз и я уклонялся от трудностей, шео по линии наименьшего сопротивления. Часто необдуманно, механически переписывал из «Краткого курса» - так составлял конспект.
При чтении больше внимания обращал на технику,  не вникая в содержание. За помощью к товарищам обращался мало. Долгое время я не мог найти правильного метода работы над книгой. К тому же и общеобразовательного уровня у меня было недостаточно.
Как я перестроился впоследствии?
Стал я заниматься русским языком, читать художественную литературу. Стал начитаннее. Теперь уже при чтении «Краткого курса истории ВКП(б)» не отвлекает меня техника чтения, а постепенно все больше и больше вникаю в его содержание.
Часто можно услышать от начинающих изучение истории партии, в первое время и я был убежден, что главное нужно уметь составить конспект, а остальное само пойдет.
Теперь я считаю, что это утверждение неверно. Нужно внимательно читать, хорошо усвоить прочитанное. А записывать в тетрадь нужно тогда, когда ты во всех вопросах свободно ориентируешься. В процессе изучения, усвоения прочитанного и создаются навыки составления конспекта.
Сначала я прочитаю главу полностью, иногда по два раза, чтобы иметь ориентировку. Встречающиеся при чтении непонятные вопросы, отдельные незнакомые слова записываю в особую тетрадь. Первоначально я стараюсь сам найти объяснение непонятных мне слов в справочниках. Большинство кажущихся непонятных слов или вопросов, становятся понятными при повторных чтениях «Краткого курса истории ВКП(б).
Например, в третьем разделе II главы «Краткого курса» идет речь о том, что на IIсъезде партии участвовало 5 бундовцов, что они только на словах отличались от «экономистов» и т.д.
Но мне нужно было выяснить, как расшифровать слово «бунд», когда он образовался. Но в этом разделе такая справка не дается. Оказывается, что при изучении I главы я не обратил внимания на то, что там эта справка вкратце дана. На 22 странице записано: «В октябре 1897 года в западных губерниях России создан был Всеобщий еврейский социал-демократический союз-Бунд» и т.д.
«Краткий курс истории ВКП(б)» очень содержательная книга. При внимательном изучении можно почти все понимать. Там нет лишних, ненужных абзацов, строк и предложений. Нужно при чтении ничего не пропускать, над каждым вопросом глубоко вдумываться. Конечно, встречаются вопросы, которые сам не в силах выяснить. Тогда я обращаюсь к товарищам, более подготовленным. В этом мне часто помогает замполитрука тов. Пляскин.
При выяснении непонятных вопросов приходится много читать различной литературы. А это помогает постепенно расширить культурный кругозор.
Итак, прочитав главу, выяснив все непонятные вопросы, я начинаю еще раз читать по разделам и выделять основные вопросы для конспекта.
Конспект стараюсь писать больше своими словами. Иногда для тренировки делаю так. Прочитав определенный подраздел, закрываю книгу и усвоенное своими словами формулирую в тетради. Затем, открыв книгу, прочитываю текст еще раз, чтобы убедиться, правильно ли я формулирую. Это, конечно,  не есть зубрежка, а есть самопроверка.
Вначале я читал медленно и тяжело, с запинками. Чтобы улучшить технику чтения, развить речь, часто вслух стал я читать художественную литературу и «Краткий курс истории ВКП(б)». Это дало мне большую пользу.
Это, конечно, мои первые шаги. Я ставлю перед собой цель изучить основные труды классиков марксизма-ленинизма, читать классиков мировой и русской литературы.
М. Тураков, отделенный командир-пограничник».
("Советский Сахалин", 1940, № 177 (3, август), с. 2).