"Америка снова открыта сквозь холод, туманы и снег..."

"... В нее прилетел деловито
Советский простой человек".


65 лет назад советские театры ставили полные жизненной правды советские пьесы про зарубежные прогрессивные силы:
 «Театр.
Две Америки.
Б. Лавренев, «Голос Америки». Постановка Иркутского областного драмтеатра. Режиссер В. М. Тихонович. Художник А. Р. Ханамиров.
Писатель Б. Лавренев внес ценный вклад в дело борьбы за мир, написав пьесу на тему о борьбе двух Америк.
В полных жизненной правды характеристиках действующих лиц автор разоблачает американских реакционеров, претендующих на мировое господство. Яркими красками рисует он противостоящие им прогрессивные силы внутри страны.
Капитан американской армии Вальтер Кидд, один из немногих американцев, которые побывали в настоящем бою с гитлеровцами. Верный своему союзническому долгу, он искренне возмущен антисоветской речью прибывшего в оккупационную зону сенатора Уиллера. Сенатор призывает его солдат немедленно готовиться к войне с русскими, несмотря на то, что еще не успели высохнуть чернила на акте о капитуляции фашистской Германии и весь мир переживает радость победы, славя героическую Советскую Армию. Кидд прерывает распоясавшегося реационера и приказывает сержанту Макдональду увести солдат. Взбешенный Уиллер покидает воинскую часть, пообещав ее командиру вырвать с корнем заразу коммунизма, которой заражен полк.
Так завязывается неравный поединок между империалистом Уиллером, на стороне которого законы полицейского государства, продажные конгрессмены и суды, и делеким от политики «средним» американцем Киддом,  единственным оружием которого является смелость, честность и органическое отвращение к любым сделкам с совестью.
Преследуемый Уиллером, Кидд попадает в грязные лапы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Его изгоняют из армии. Только случайно он избегает смерти от пули наемного убийцы из Ку-Клукс-клановской банды и, наконец, вынужден скрываться от представителей закона.
Внешне поединок закончился, как будто бы, в пользу Уиллера. На деле же победил Кидд, олицетворяющий подлинный американский народ, в сознании которого все больше зреет идея штурма империализма.
Кидд не бежал в тихую гавань. Своему боевому другу коммунисту Макдональду он говорит:
«... Я ищу места, где смогу установить батарею и открыть огонь. Ведь я уже сказал, что начинается моя битва за Америку и я хочу начать ее без промедления».
В этих словах раскрывается Кидд-борец, который пока не стал коммунистом, но безоговорочно пошел по пути, указанному коммунистической партией.
Областной драматический театр правильно раскрыл эту главную идею пьесы и создал эмоциональный, глубоко-партийный, публицистический спектакль.
Успех постановки в значительной мере обеспечил артист М. Ф. Мансуров, исполняющий роль капитана Кидда. С первых минут появления его на сцене зрителями овладевает горячая симпатия к герою, которая не ослабевает на протяжении всего спектакля.
В изображении М. Ф. Мансурова Кидд смелый, честный и неподкупный человек. Все его поступки и действия предельно четки и ясны. Он непримирим к мародеру Паркинсу, молодчику гитлеровского толка в мундире американского солдата; открыто и с неподдельной ненавистью разоблачает Кидд Скундрелла – «серого дьявола» из американского гестапо; не колеблясь вступает в борьбу и бросает вызов американскому империализму в лице Уиллера.
Развивая социальную линию образа Кидда, артист Мансуров временами увлекается , отходит от жизненной правды. По логике вещей Кидд не сразу становится борцом за мир. Эти качества начинают в нем появляться по мере столкновений с потрясающей действительностью трумэновской Америки. Он проходит путь от наивной веры в уоллстритовскую «демократию» и «свободу» до передовой линии борьбы с поджигателями войны и постепенно зреет политически. Мансуров не использовал своих возможностей для показа этого сложного пути. Артист действует слишком прямолинейно, противореча словам Кидда, сказанным в начале его борьбы: «Я далек от коммунистов. Мне кажется они большие фантазеры и чрезмерно прямолинейны. Они бьют в лоб, а я научился на фронте преимуществу фланговых обходов».
И лишь впоследствии, на допросе комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, он окончательно освобождается от иллюзий, заявляя Скундреллу: «Когда я подходил к порогу вашего кабинета, я был очень далек от коммунизма. Сейчас я значительно приблизился к нему».
Роль жены Кидда – Синтии играет артистка Л. Н. Вальднер. Она рисует ее умной женщиной, нашедшей в себе мужество разорвать паутину традиций и стать выше укоренившихся в Америке представлений о женщине, как покорной рабе мужчины, удел которой семейный очаг и легкие развлечения.
Синтия разделяет судьбу Кидда и готова принять на себя любое испытание, чтобы только не запятнать чести мужа и не отступить от долга совести. Артистка сделала многое для того, чтобы образ этой женщины приобрел живую плоть и кровь. Необходимо лишь посоветовать ей не так стремительно, с первых же слов изображать Синтию политически зрелой, готовой на самопожертвование. В жизни этот процесс значительно сложнее.
Менее удачен В. М. Тихонович в роли коммуниста Макдональда. В противовес уже названным положительным персонажам, он не добился обострения социальной характеристики Макдональда. Это тем более странно, что Тихонович одновременно является постановщиком спектакля. Как режиссер, он многое сделал в этом направлении с актерским коллективом, снизив в то же время требовательность к себе.
Отдельные высказывания Макдональда создают представление о нем, как об одном из многих представителей рабочего класса Америки, попавших в тиски капитализма. Он был профсоюзным организатором, участвовал в стачке, ранен в ногу и, наконец, выброшен за борт, пополнив армию безработных.
Все это вызывает естественное чувство симпатии к Макдональду. Но одного добросовестного изложения текста недостаточно, чтобы понять, что Макдональд незаурядная личность, коммунист, выполняющий серьезные партийные поручения.
В сравнении с Киддом Макдональд в спектакле выглядит бледнее. Артисту Тихонович необходимо найти художественные средства для того, чтобы в образе Макдональда отразить типические черты американского коммуниста-организатора, активного участника борьбы за будущее Америки.
Галлерея отрицательных персонажей спектакля выписана резкими, сочными штрихами. Гневом и ненавистью наполняются сердца зрителей, когда на сцене появляется один из «столпов» Соединенных Штатов Америки Уиллер. В исполнении артиста И. А. Московченко – Уиллер политический гангстер, злобное чудовище с человеконенавистнической психикой.
Роль уполномоченного комиссии по расследованию антиамериканской деятельности при конгрессе США Скундрелла играет артист А. И. Руккер. Артист хорошо владеет даром перевоплощения и сумел создать совершенно новый для его актерской индивидуальности образ зловещего инквизитора, символизирующего фашистскую государственную верхушку США.
Не менее отвратительны бадит О’Лири – директор предприятия «Организованная гарантия» (артист Б. Е. Гитман) и продажный полисмен Брэстед (артист А. Ф. Раковский), делающие бизнес из своей мрачной профессии.Артист Ю. Л. Котляревский в роли Перси Бутлера создал отталкивающий образ преуспевающего бизнесмена. Он правдиво передает растленный нрав Бутлера, которому наплевать на идеалы и убеждения, если от них не пахнет деньгами.Нельзя согласиться с трактовкой артисткой В. Д. Александровой – образа невесты Бутлера Мэриелль Кидд. Мэриелль – типичный продукт современной Америки, женщина, развращенная голливудской стряпней и растлевающей душу долларовой моралью. Под влиянием среды она далека от понятий о совести и благородстве. ЕЕ идеал – богатый муж, роскошная жизнь, наряды.
В изображении Александровой Мэриелль - это продажная, видавшая виды женщина. И поэтому искреннее возмущение Мэриелль и ее пощечина Бутлеру в ответ на предложение стать содержанкой – не оправданы. Показывать Мэриелль, сестру Кидда, уже сложившейся кокоткой нет оснований.
Характерны и убедительны мать Кидда (арт. В. П. Миржинская), безвольная женщина, цель которой в том, чтобы в доме все было прилично, и старая мулатка Доротти (арт.  Т. И. Ломоносова), верный и преданный слуга Киддов, более умная и дальновидная, чем ее хозяйка.
В целом спектакль свидетельствует о дальнейшем творческом росте театра. В работе над ним постановщик В. М. Тихонович проявил много изобретательности и режиссерской выдумки.
К числу удач могут быть отнесены массовые сцены первой картины, в которых интересно и доходчиво показаны различные характеры и поведение американских солдат в зоне оккупации.
Художник А. Р. Ханамиров скупыми, но выразительными средствами оформил спектакль. Особенно удачна четвертая картина. Мрачный кабинет Скундрелла напоминает средневековый застенок. Это символически подчеркивает зловещий характер сцены допроса.
Зрители награждают актеров бурными аплодисментами. Это лучшая оценка работы театра, поставившего в дни, когда советский народ своими подписями и вдохновенным трудом голосует за мир, высокоидейный, злободневный политический спектакль.
С. Ломоносов,
секретарь Кировского райкома ВКП(б)
г. Иркутск».
("Восточно-Сибирская правда", 1950, № 166 (11, август), с. 3).