"... Она, в изнеможеньи дрожи,
Со сцены не сводила глаз".
65 лет назад советским людям было что посмотреть в театрах:
«Театр.
«Тайная война».
Постановка Иркутского областного драматического театра.
«Тайная война» - пьеса В. Михайлова и Л. Самойлова. Постановка режиссера П. Н. Розанова. Художник Р. А. Ханамиров.
В наши дни, когда знамя социализма победно реет над огромным пространством мира, когда на него с надеждой смотрят трудящиеся всех стран, империалисты не осмеливаются развернуть открытую войну против лагеря демократии и свободы. Тем яростней злобствует старый мир, тем коварнее тайная война, которую он ведет. Враги ползут в нашу страну с поддельными паспортами, а нередко одевают дипломатические фраки и, пользуясь правом неприкосновенности, творят свои грязные дела. Хорошо известно, что представляют из себя некоторые сотрудники английского и американского посольств. Еще совсем недавно вражеские происки были разоблачены английским журналистом Паркером и бывшей сотрудницей американского посольства Анабэллой Бюкар. Мы знаем, что в арсенале англо-американских реакционеров собраны самые подлые приемы: шантаж, подкуп, убийство, шпионаж.
Но патриотизм, революционная бдительность советских людей, самоотверженная работа советских чекистов, стоящих на страже государственной безопасности, делают нашу Родину неприступной крепостью для врагов социализма. Эта мысль лежит в основе пьесы В. Михайлова и Л. Самойлова «Тайная война», поставленной Иркутским областным драматическим театром.
Несмотря на интригующий, полный неожиданностей сюжет, пьеса не носит детективного характера в обычном его понимании. В ней показана самоотверженная, благородная работа советских чекистов, изображаются события, взятые из подлинной современной жизни. Основная идея ее – показать чистоту и благородство морали советских людей и осудить гнилую мораль буржуазного Запада.
Режиссер П. Н. Розанов и весь творческий коллектив правильно поняли публицистическую сущность произведения и разрешили его постановку в реалистическом плане.
В центре спектакля – образ оперативного работника МГБ СССР подполковника Минаева (арт. В. В. Серебряков). В нем как бы обобщены неотъемлемые качества чекиста: большевистская бдительность, смелось, творческое увлечение своим трудом, умение разобраться а самых запутанных обстоятельствах.
Минаев занимается расследованием дела о самоубийстве молодого инженера-конструктора Туманова. Уже с первых шагов у Минаева создается твердое убеждение, что смерть Туманова вызвана не личной трагедией. Туманов работал над созданием прибора для авиаразведки радиактивных руд. Это изобретение имело большое государственное значение. И Минаев приходит к выводу, что рядом с инженером был враг.
Артист В. В. Серебряков хорошо передает идейную убежденность Минаева, его целеустремленность, пытливость. Однако в первых сценах ему нехватает внутренней свободы. Чувствуется, что он еще не вполне сжился с ролью, и как бы слушает себя со стороны.
Значительно увереннее и естественнее его игра во второй части спектакля, в эпизодах, когда он вступает в открытый поединок с американской военщиной и выходит из него победителем.
К победе над врагом Минаев приходит сложным и трудным путем. В начале следствия он располагал скудными и зачастую противоречивыми материалами. Но правильный подход к фактам, рассмотрение их во взаимной связи и обусловленности помогли ему до конца выяснить дело. И если в начале спектакля покончивший жизнь самоубийством Туманов представлялся нам человеком талантливым, разносторонним, честным, то затем зрителям раскрылось его подлинное лицо – лицо карьериста, себялюбца, готового пойти ради своей, личной славы на преступление.
Интересно, что на сцене сам Туманов не показан. Однако все участники спектакля штрих за штрихом рисуют его образ.
Точно так же незримо ощущают зрители зловещую фигуру американского лазутчика в дипломатическом фраке – Хэллстона. Молодчикам его типа трудно работать в нашей стране: советские граждане не продают Родину за доллар. Поэтому шпионам приходится выискивать для своих махинаций людей с червоточинкой в душе, людей, у которых не чиста совесть перед обществом.
На эту карту и была ставка Хэллстона в игре с Тумановым. Американский делец знал, что Игорь совершил преступление: он выдал изобретение человека, которого считали погибшим, за свое.
Туманов должен был или раскрыть секрет изобретения американцу, или заявить о его вымогательстве в МГБ. Но он струсил, запутался и как предатель ушел из жизни, не разоблачив врага.
Как могло случиться, что Туманов, наш современник, воспитанник советского вуза, стал предателем и потенциальным врагом, как характеризовал его генерал Лавров?
Ответить на этот вопрос во многом помогает образ матери Туманова – Веры Аркадьевны. Вдова известного профессора, обеспеченная материально Советским правительством, она прожила последние тридцать лет будто под стеклянным колпаком и не заметила, как изменились в нашей стране люди, их взаимоотношения. Ей все еще кажется, что она живет в обществе, где человек человеку – волк. И поэтому она научила своего сына приспосабливаться к условиям, пробивать дорогу, делать карьеру, быть расчетливым.
В исполнении артистки Г. А. Крамовой Вера Аркадьевна именно представляется «обломком империи». От ее взглядов на жизнь, манер, даже костюма веет старомодностью, затхлостью, давно ушедшим прошлым.
Вместе с тем артистка не обедняет образа раскрытием только этой стороны роли. Она показывает подлинное горе матери, искренность ее заблуждений.
Туманов и его мать – фигуры не типичные для нашего времени, это исключение. Основная масса наших людей воспитана на принципиально иной основе. Главным стимулом их жизни является не личное благополучие, а забота о счастье Родины, о благе народа. Это убедительно подтверждают почти все персонажи спектакля.
Наиболее ярко черты советского патриота воплощены в образе Алексея Светлова. Таких у нас тысячи: ушел добровольцем на фронт, геройски сражался, а между боями продолжал любимую работу над созданием прибора. Товарищи восхищались его геройством: он по радио вызвал на себя артиллерийский огонь. В одном из писем с фронта Алексей писал: «Тот, кто в своих исканиях стремится только к личной славе, кто оценивает результаты своей работы только как свой личный успех, - тот не может быть настоящим борцом за новое».
Эти слова определяют все поведение Светлова. Он отвечает гордым отказом на домогательства американцев, которым нужен его прибор, он до конца остается честным патриотом.
Роль Светлова в спектакле исполняет М. Ф. Мансуров. Еще до встречи со Светловым зрители проникаются к нему симпатией. Это чувство еще более возрастает при появлении артиста на сцене. Мансуров играет Светлова несдавшимся, непокоренным, презирающим американских тюремщиков.
Артиста следует упрекнуть только в манере растягивать слова, говорить с тягучей, медлительной интонацией, которая, кстати, повторяется у него из спектакля в спектакль.
Моральное превосходство советского человека подчеркивают и другие образы спектакля. В ходе следствия в кабинете у подполковника Минаева побывали самые разнообразные люди: инженер Казин (артист Б. Е. Гитман), пенсионерка Светлова (засл. Арт. РСФСР Е. Е. Баранова), начальник проектного отдела Руденко (артисты К. Г. Юренев, А. Ф. Раковский), студентка Родионова (арт. А. К. Рыбакова), писатель Зайчиков (арт. А.И. Руккер) и другие. Каждый из них помог в меру своих сил вести Минаеву расследование.
В характерах всех этих персонажей ведущей чертой является любовь к Родине, чувство коллективизма. Создается уверенность, что если бы Туманов не застрелился, он все равно был бы разоблачен окружающими его людьми.
Эту уверенность должен был закрепить в спектакле парторг Руденко, который уже давно приглядывался к Туманову. Однако режиссер и исполнители роли, стремясь заинтриговать зрителя, представили Руденко так, что вначале трудно понять, что же он за человек. Особенно ощутимо это в игре артиста К. Г. Юренева. Его Руденко вызывает настороженность, что совершенно неверно.
Неоправдан режиссерский прием и с мелодекламацией Минаева в четвертой картине. Полковник размышляет о преступнике, которого ему необходимо найти. В сопровождении «Лунной сонаты» Бетховена его монолог звучит почти лирически, а в нем должна чувствоваться сила, непоколебимая уверенность в победе, презрение к дешевым приемам врага.
В спектакле показано принципиальное отличие советской разведки от капиталистической. Там служат хозяину за доллары, защищают корыстные интересы кучки магнатов. Наши разведчики стоят на страже Советского социалистического государства, на страже счастья народа.
Чекисты работают в атмосфере взаимного доверия, поддержки, товарищеской помощи. И это мы ощущвем в спектакле. Подполковник Минаев терпеливо и заботливо учит своего молодого помощника Быстрова (арт. Г. В. Кузменков). Сам он – также ученик генерала Лаврова. К сожалению исполнитель роли Лаврова засл. арт. Узб. ССР А. П. Розанцев не сумел показать многих типичных качеств этого старого чекиста, данных в пьесе. Жесты и тон артиста – барствены, надменны и это сразу лишает его героя обаяния. Суровая нежность, чуткость генерала к подчиненным, остаются почти незамеченными зрителем. Можно сказать, что одно из важных мест его роли – разговор с Тумановой. Хорошие слова произносит на сцене артист Розанцев, но души в них не чувствуется. И даже когда Лавров говорит о том, что у него в последний день войны погиб сын, тон у него неискренний.
Спектакль «Тайная война» напомнит тысячам зрителей о значении бдительности, о необходимости борьбы с пережитками прошлого в повседневной жизни, о важности идеологического воспитания – в этом его воспитательное значение.
Постановка хорошо принята зрителем. И это обязывает коллектив театра сделать ее еще ярче, глубже, выразительнее.
Л. Тихонова».
("Восточно-Сибирская правда", 1950, № 80 (21, апрель), с. 3).