"Чистить весело картошку одному на целый взвод..."

"... Ложки, миски, поварёшки
Приготовить наперёд".


60 лет назад в СССР крепко задевало за душу работников кухни заслуженное осуждение:
«Люди скромных профессий.
Официантка.
Раиса Борисова, официантка чайной Углегорского смешанного торга, была в отчаянии. Подавая рабочим обед, она поскользнулась на гладко натертом полу и пролила борщ. За соседним столом кто-то засмеялся, громко сказав: «Тебе не официанткой работать, а в гардеробе сидеть».
Ничего не ответив, Раиса убежала на кухню. Разволновавшись, она заплакала.
- Не буду я больше работать, уйду,- твердила Раиса.
Заведующая чайной Полина Григорьевна Вотякова, увидев расстроенную официантку, подошла к ней.
- Успокойся, Раиса, - положив руку на плечо девушки, сказала Полина Григорьевна. – Ничего страшного – всякое случается... Неси обед, там ждут. А в перерыв заходи ко мне, поговорим...
... Труд официантки скромный, незаметный, но напряженный и нужный. В чайную приходят разные люди. Нужно обслужить их культурно – это Рая Борисова взяла за твердое правило с первого дня работы. И еще очень важно обслужить быстро – к этому столь же упорно стремится молодая официантка.
Правда, не всегда это удается. И часто не по своей вине. То на кухне задержат выдачу блюд, то у буфета простоишь, а люди ждут, посматривая на часы, волнуются.
Был такой случай. Молодой рабочий-портовик заказал порционное блюдо. Первое он уже съел, оставалось подать ему второе и чай. Но на кухне медленно разворачивались. Прошло пятнадцать, двадцать минут, а блюдо не было готово. Раиса через каждые пять минут теребила поваров: «Скоро ли будет беф-строганов? Ведь человек уже давно ждет!».
- Подождет, - следовал ответ.- Он у нас не один.
Как хотелось отругать виновника, но Раиса воздержалась, спокойно сказав только: «Вы уж сделайте побыстрее».
Наконец-то блюдо готово.  Но оказалось, что есть его уже некому. Молодой рабочий порта оставил на столе деньги за борщ и маленькую записку, а сам ушел. В записке говорилось: «Дорогая официантка! Побыстрее надо работать, внимательнее быть к посетителям».
- Опять неприятность,- огорчилась Раиса. – Больше так работать нельзя.
После работы непременно зайду к Полине Григорьевне, - решила Борисова.
Заведующая чайной внимательно слушала Раису.
- Кухня нас подводит,- согласилась она.- Вчера даже поступила письменная жалоба. Надо принимать меры. Вот что, завтра у нас будет производственное совещание, - ты обязательно выступи и расскажи, что говорят люди о работе кухни.
... Раиса говорила медленно. Заметно волнуясь, она резко критиковала работников кухни.
- Работники кухни не только задерживают отпуск блюд. Хуже того, они иногда плохо готовят их. Вот, к примеру, три дня назад к порционному блюду положили холодный картофельный гарнир. Да разве слыхано такое! Курам на смех! Блюдо обменить пришлось. А время-то идет. Люди на работу могут опоздать или уйти не пообедав. Отсюда и нарекания посетителей.
Оглядев собравшихся, Раиса продолжала:
- А бывает, и такие «фокусы» делают работники кухни: компот дают горячий, а чай холодный. Вот и разберись, что к чему.
Рассказала Борисова и о своих неудачах.
Большой разговор завели тогда работники общественного питания. Цель его сводилась к тому, чтобы лучше обслуживать трудящихся, готовить вкусные и питательные блюда. Никто не остался в стороне от откровенного обсуждения.  И как крепко задело за душу работников кухни заслуженное осуждение! В своих выступлениях они твердо заверили, что кухня больше не подведет...
И. Королев.
г. Углегорск».
("Советский Сахалин", 1955, № 91 (17, апрель), с. 3).