"Одна мечта у всех любимая..."

"... Одни заветы в каждом из сердец.
Связались дружбой нерушимою
Командир, комиссар и боец".


75 лет назад в СССР дух бойцов зажигал пример политработников:
«П. Кодочигов, А. Калужин.
Военные комиссары.
... Решающим условием успехов в строительстве вооруженных сил страны социализма явилось то, что партия создала крепкие кадры политических руководителей и организаторов в лице института военных комиссаров...
... На посты военных комиссаров партия посылала своих лучших сынов, стойких, безупречных большевиков-революционеров.
История свято хранит могучие образы первых комиссаров гражданской войны – товарищей Сталина и Ворошилова. Им первым партия поручила исключительно сложные обязанности военного комиссара Красной Армии. Они были первыми носителями большевистских традиций в Красной Армии...
... Комиссары первые подавали пример геройства в бою, всегда были впереди, личный пример комиссаров зажигал боевой дух бойцов и создавал победоносный порыв, завершавшийся полным разгромом противника.
В бою под деревней Азьмушкино в Октябре 1918 г. две роты батальона, где был комиссаром тов. Маленков, в результате охвата с флангов во много раз численно превосходящего противника и убийственного флангового пулеметного огня, дрогнули и отстреливаясь, чтобы не быть полностью окруженными, начали отходить. Комиссар тов. Маленков взял на себя команду и, несмотря на ранение,  с криком «Ура!», «Вперед!» бросился в атаку. Через несколько шагов он был ранен вторично в живот и упал, но вскочив, истекая кровью, с криком «Вперед!» продолжал вести роты в атаку.
Третья неприятельская пуля сразила доблестного героя.
Но беззаветная преданность, героизм и бесстрашие комиссара-большевика зажгли отвагой сердца бойцов. Наши части разгромили врага и вырвались из окружения.
Один из полков 15 дивизии, дравшийся с врангелевцами, попал в трудное положение. В полк прибыл комиссар дивизии тов. Янышев, с винтовкой в руках появился он среди бойцов, бросился на врага и увлек за собой весь полк. Тов. Янышев был ранен, но продолжал драться, пронзенный штыком он упал. Вокруг умирающего комиссара завязалась ожесточенная схватка. Враг не выдержал и обратился в бегство, понеся большие потери.
Славные традиции военкомов гражданской войны воскресили в героических подвигах и прекрасных буднях комиссары современной Красной Армии.
Гамарнико-булинская свора пыталась в свое время заразить ядом черной измены политаппарат Красной Армии, но партия разоблачила и пресекла эти воровские махинации врагов народа. По требованию тов. Сталина институт военных комиссаров был восстановлен в том виде, в каком он сложился в годы гражданской войны.
В 1938 году, когда японская военщина в районе озера Хасан попытались нарушить священные границы нашей родины, военные комиссары, руководя частями Красной Армии, участвовавшими в разгроме зарвавшихся японских вояк, полностью оправдали доверие партии и тов. Сталина.
Весь советский народ знает о подвигах большевисткого комиссара – Героя Советского Союза тов. Пожарского. Пожарский к моменту атаки пробрался вперед части, и когда из окопов показались японцы, понял он, что наступил решающий момент боя, с возгласами: «Вперед за родину!», «За Сталина!», он во главе бойцов бросается на врага. Японцы разбиты и в панике бегут. «Добивай врага»,- кричит Пожарский, - и бросает вслед убегавшим врагам гранату. – Вдруг он вздрагивает и медленно падает. Умирая, он шепчет: «Закрепить успех... За Сталина... за счастливую родину... вперед».
Бойцы отомстили за смерть любимого комиссара, ни один враг не ушел живым.
Яркий образ большевика-комиссара никогда не забудет советский народ.
Уже теперь народ поет о нем:
«Сверкает озеро Хасан,
Наш флаг над Заозерной вьется,
И в нашем сердце, комиссар,
Твое живое сердце бьется».
В 1939 и 40 году большевистские комиссары в боях за родину на полях Западной Украины и Белоруссии, в районе Халхин-Гол и в боях с белофиннами, свято храня боевые традиции, показали бесчисленное количество примеров, мужества и отваги, выдержки и умения.
Такие герои-комиссары, как Котцов, Калачев, Жвбенко, Балаханов и Безобразов, всегда будут служить примером для нас.
Вот отдельные эпизоды из их боевых подвигов.
Враги внезапно напали на аэродром. Комиссар Калачев, несмотря на ранение, бросился к машине, поднялся первым в воздух и бросился на врага. Это был страшный бой для врага, и враг был разгромлен.
Летчики вспоминают:
«Мы видели комиссара в бою, как он дерется, и то, как дерется наш комиссар, в-десятеро прибавляет нам отваги».
Комиссар Жабенко с четырьмя бойцами смело пошел разоружать засевший польский отряд, в результате смелости и находчивости комиссара, польский отряд в количестве 60-ти человек солдат и 7 офицеров был разгромлен и обезоружен четырьмя храбрыми
советскими воинами…
… Сила комиссаров в их связи с массами. Словно древнегреческий Антей, вдохновлен наш комиссар источником своей мощи и не и не будет такого Геркулеса, который смог бы оторвать большевистский военкомов от бойцов, от этого неиссякаемого родника уверенности в победе. Бойцы знают, что их политические вожаки близки им и дущой и телом, что они подлинно сталинские красноармейские комиссары.
Прекрасную песню пели бойцы о комиссарах, посланцах партии в суровых лесах Финляндии:
«Заметает пурга все пути-перепутья,
Но гремит наша песня в краю.
Береги комиссара, заслони его грудью.
Береги комиссара в бою».
("Восточно-Сибирская правда", 1940, № 88 (16, апрель), с. 3).