"Конечно, все культурней стали..."

"... но населяют каждый дом
не только Котовы и Тали,
не все Ботвинники притом".


55 лет назад в СССР многое делалось для того, чтоб старшие мастера не выходили на вахту в ботинках, перевязанных проволокой:
«Много раз собирались мартеновцы второго цеха в свой красный уголок. Разнообразные вопросы разбирали они здесь. Но 23 декабря собрание их носило особый характер. У гардеробной, обычно пустующей, на сей раз шумела очередь. Каждый старался сдать пальто, поправлял галстук.
— Речь будет идти о культуре, неудобно идти растрепанному, - говорили мартеновцы.
И в самом деле — удобно ли было, не сняв пальто, идти на собрание, основной темой которого «Разговор о культурном человеке»? Этой теме и была посвящена читательская конференция второй бригады, борющейся за звание коммунистического коллектива.
Большую подготовку к ней провела библиотека металлургов, в частности, библиотекарь филиала мартеновского цеха т. Черных.
Растет, духовно развивается советский человек, пытливо тянется он к новому, приобщается к культуре, утверждает новые, социалистические, нормы поведения, отношений в обществе, труде, быту. Немало книг прочитали мартеновцы, готовясь к конференции, пораздумали над многими вопросами. Ведь быть культурным - это не только умело, «со вкусом», одеваться, или носить модную прическу, но и быть вежливым,  предупредительным, обладать культурной речью, любить труд, книгу, знания. Не мещанину и себялюбцу, не стиляге и хвастуну — общественное уважение, не им носить звание культурного человека.
— Быть культурным — значит всегда и везде готовить себя для великой цели нашего общества - построения коммунизма, — сказала во вступительном слове лектор общества по распространению политических и научных знаний т. Платонова.
— Великим примером для молодежи является жизнь В. И. Ленина, — отметил участник конференции т. Ментиков.
Вдумчиво готовился он, много читал и выступление его было  интересным.
Многое узнали слушатели о жизни Ильича, который любил труд, серьезно учился, учился у народа, дал молодежи завет осваивать вершины знаний, чтобы строить коммунизм.
— Большим злом является равнодушие, заявил подручный сталевара т. Суворов.
Равнодушный в быту не улыбнется ребенку, не разделит радости жены, друга, не тронется чужим горем. И, конечно, таким же безразличным будет он и там, где коллектив отдает все, чтобы дать государству, обществу побольше, где начинается грань коммунистического труда. И пусть он не пьет, не ругается, пусть обладает и другими положительными качествами, но с ущербом будет его культура, с ржавчиной.
— А отношение к женщине?— продолжает выступающий.—Кроме слова «баба», других у некоторых людей слов нет. Помочь жене по хозяйству считают зазорным и роняющим мужское достоинство.
Продолжая разговор о культуре, мастер т. Воронов напоминает, что всегда и везде надо помнить, что ты живешь в обществе, что не все поступки могут быть приятны обществу.
- Зайдешь в кино сидят некоторые и жуют мороженое, семечки, бросая бумагу, шелуху на пол. Разве это хорошо? — спрашивает он.
— Пришел я к другу, фамилии называть не буду, — так начал свое выступление комсомолец подручный сталевара т. Курочкин.
— Обрадовался друг и крикнул: «Мама, стул принеси, сюда поставь». И сколько я ни пробыл у него, только и слышал- «мама, подай то», «дай денег». И выходит — пришел я к нему, а хлопоты — маме.
Начав с этогои примера, т. Курочкин и дальше развивал свою мысль, что надо и в обществе, и в семье быть предупредительным, заботливым, уважать старших.
— А насчет одежды, — сказал он, — это дело второе. Но и здесь надо меру знать. Приятно встретиться с человеком, одетым опрятно. И досадное впечатление оставляет, когда старший мастер выходит на вахту в перелатанной спецовке и ботинках, перевязанных проволокой...
А. Коломиец».