"Дует ветер молодо во все края, до свиданья, школьная скамья..."

"... Нам сулит дорога встреч веселых много,
Нас встречают новые друзья!"
 

65 лет назад в СССР школьный рубанок почти без сбоев  выдавал к выпускным экзаменам практически готового советского человека:
«Зрелость.
Школа...
Десять лет назад ее гостеприимные двери были открыты рукой первоклассника - еще неуверенного, несмелого, но полного чистого детского любопытства, затаенного и невинного озорства, а главное, торжественности перед чем-то новым, необычным, но прекрасным. И подлинно: минувшие десять лет явились целой эпохой для каждого школьника в формировании его характера, воспитания воли, приобретении знаний. И вот сегодня они стоят в классе - серьезные и по юношески взволнованные, но уверенные в себе, уверенные в своих силах, готовые проститься со школой, чтобы идти в большую жизнь - для одних продолжать образование, для других избрать благородное поприще труда и отдать ему свои силы...
В десятом "В" классе 11-й средней школы г. Южно-Сахалинска сегодня устный экзамен по литературе. Директор школы и председатель аттестационной комиссии, депутат Верховного Совета Союза ССР А. В. Кудрявцева приглашает учащихся взять экзаменационные билеты...
Владимиру Рябову надо было рассказать о постановлении ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", о докладе товарища Жданова на эту же тему: о критиках-космополитах. Для того чтобы ответить на эти вопросы, юноше-десятикласснику нужно знать не только теорию и историю литературы. Нужно быть в известной степени вооруженным знаниями основ марксизма-ленинизма. И комсомолец Владимир Рябов с этой задачей справляется блестяще. В течение последних лет пребывания в старших классах и комсомоле он хорошо ознакомился с первоисточниками марксизма-ленинизма. Поэтому с подлинно большевистских позиций оценивает он, какую решающую роль сыграли постановление ЦК ВКП(б) и доклад товарища Жданова в развитии нашей послевоенной литературы. С гневом обрушивается Владимир Рябов на критиков-космополитов, извращавших подлинную сущность социалистического реализма, пытавшихся увести нашу литературу к раболепному подражанию иностранным буржуазным писателям.
Один за другим поднимаются на кафедру десятиклассники. Круг вопросов, который предлагается им в экзаменационных билетах, широк и многообразен. Они говорят о Белинском, Герцене, Добролюбове, Чернышевском, Некрасове, Толстом. Они цитируют Горького, Маяковского, Шолохова, Фадеева. И в каждом ответе их видны не только прочные знания предмета. Чувствуется глубокая, беспредельная любовь к своей Родине, к партии Ленина-Сталина, видна крепкая идейная закалка.
А это – зрелость! Завтра для десятиклассника гостеприимно откроются двери большой жизни.
Добро пожаловать, молодые граждане великого Советского Союза!
Г. Куратов»
("Советский Сахалин", 1949, № 124 (28, май), с. 2).