"В буднях великих строек, в весёлом грохоте, в огнях и звонах…"

"…Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
"



65 лет назад поражал воображение расцвет советской науки:
«Гордо звучит имя советского ученого. Ни в одной стране мира не созданы такие условия для расцвета науки, искусства, литературы и техники, как в нашей. Советское правительство, большевистская партия, лично товарищ Сталин проявляют величайшую заботу о развитиии передовой советской науки, оказывают повседневную помощь и поддержку ее деятелям. Словно в сказке, возникают на просторах Родины чудесные здания научно-исследовательских институтов, клиник, лабораторий, оборудованных по последнему слову современной техники и науки.
Вот почему советские ученые, воспитанные на идеях великих вождей Ленина и Сталина, тесно связанные с народом, проникнуьые чувством национальной гордости, видят свое призвание, свою благородную цель в борьбе за новое процветание любимой Родины, ее науки. Наши академики, профессоры, конструкторы и изобретатели отдают свой талант, свою кипучую энергию и силы отечеству, его грядущему будущему – коммунизму.
Но, как говорится, в семье не без урода. Находятся еще такие люди, правда, их у нас единицы, которые забывают о высокой чести советского гражданина, раболепски преклоняются перед растленной, насквозь прогнившей культурой буржуазного Запада. Ради жалкой личной славы, мелочного, дешевого авторитета они готовы иногда принизить роль передовой советской науки, ее несомненный приоритет. Зараженные гнилыми идейками буржуазного космополитизма, они ратуют за «союз с мировой наукой», которая якобы, по их мнению, не знает границ, должна быть «достоянием» всего мира, даже если речь идет о капиталистической, агрессивной стране.
Борьбе двух различных идей посвящен фильм «Суд чести». В нем правдиво, с великой художественной силой и убедительностью показывается то, как ревностно и смело борются советские ученые-медики против низкопоклонства перед заграницей, перед ее пошлой т разлагающейся культурой и наукой. Достоинство фильма состоит в том, что он ярко повествует об идейном росте советских людей, их горячей любви к Родине и ненависти к ее врагам.
Сюжет сценария прост и понятен. Два советских ученых Добротворский и Лосев открыли новый обезболивающий препарат. Это выдающееся открытие имеет огромное научное и практическое значение. Оно прославляет советскую науку, поднимает ее авторитет. Но профессор Лосев не считается с этим. Он едет в Америку и угодливо соглашается продать рукопись с подробным описанием нового препарата в лапы американских дельцов. Вскоре окрытие публикуется в заграничных журналах. Лосев пытается скрыть это от советских ученых. Однако ему не удается. Академик Верейский, страстный патриот своей науки, раскрывает американский журнал и, негодую, читает в нем статью об открытии своего друга профессора Добротворского. Откуда американцы могли достать эти сведения, кто им их предоставил, - думает академик Верейский. И тут он вспоминает, что профессор Лосев, принимавший участие в открытии препарата, был в Америке. Наверняка это дело его рук, это он продал американцам секреты советской науки.
Предположения академика Верейского становятся более ясными, когда на митинг по случаю торжественного открытия института, предназначенного для научной работы профессора Добротворского, в зал вносят букет цветов и поздравление от американского посольства. Теперь он окончательно убеждается, что сведения об открытии нового препарата были проданы хитрым и расчетливым прохвостом от науки профессором Лосевым...
Проходит некоторое время. В роскошном зале собираются члены Президиума Академии медицинских наук. Перед ними с отчетом о своей поездке в Америку выступает профессор Лосев. Захлебываясь от восторга, холуйски преклоняясь перед американскими бизнесменами, он с упоением рассказвает о банкетах, данных в чест его приезда. Но Лосев, лишенный чувства достоинства советского человека, не хочет признать свое преступление перед Родиной, которое он совершил, продав советское открытие поджигателям новой войны. Страшный гнев и возмущение вызывают его приторные слова в душе академика Верейского. В присутствии всех участников заседания Президиума Академии наук Верейский задает Лосеву вопрос: брал ли он в Америку рукопись с описанием препарата. Лосев медлит с ответом, не находит, что ему сказать. Ощущая десятки презрительных взглядов на себе, он прикидывается оскорбленным и униженным, демонстративно покидает заседание. За него ярко вступается профессор Добротворский, который не догадывается , что Лосев тайно снял копию рукописи открытия и продал ее американцам. Он уверяет ученых, что рукопись хранится в сейфе, и Лосев не мог ею воспользоваться. Талантливый ученый и внутренне честный человек, профессор Добротворский не свободен, однако, от многих ошибочных взглядов на науку. Ему почему-то кажется, что опубликование в Америке сведений о новом препарате придает этому открытию широкое мировое значение. В оправдание своих вредных убеждений он приводит антипатриотический тезис космополитов: «Наука не знает географических границ».
Академик Верейский с этим утверждением не согласен. Он горячо восстает против подобных рассуждений, неизбежно прикрывающих потерю авторитета, чести и достоинства русских ученых, их великих открытий. Он всей душой и сердцем ненавидит раболепие перед заграницей, считая, что открытие Добротворского должно было впервые появиться в советской печати. Еще больший гнев вызывает в нем факт посещения группой американских шпионов, выдающих себя за ученых, института, где хранятся тайны технологи препарата. Лишь его дочь Ольга Верейская, разгадав шпионский замысел американцев, разбивает важную деталь аппаратуры и тем самым сохраняет секрет в тайне...
Главное достоинство фильма «Суд чести» - его огромное идейно-воспитательное значение. Картина правдиво, образно и ярко показывает советский патриотизм, национальную гордость русских ученых, учит советских людей революционной бдительности и непримиримой борьбе против низкопоклонства перед буржуазной культурой и безродными, ненавистными нашему народу, космополитами.
Когда фильм кончается и зрители покидают зал кинотеатра, они уносят с собой чувство большой благодарности автору сценария А. Штейну, режиссеру-постановщику А. Роом, артистам, создавшим яркие образы...»
("Советский Сахалин", 1949, № 64 (18, март), с. 4).