"... И кто враги, и кто друзья,
Нам с каждым днём ясней".
Н. Козлов, студент филологического факультета.
Высокая идейность, глубокое понимание основных явлений нашей действительности, настоящая художественность - основные характерные черты советской литературы. И чем крепче связь с народом наших писателей и критиков, тем выше и сильнее воспитательная роль их произведений.
Я помню, как в одном провинциальном городке юноша-рабочий с восторгом говорил мне об Алексее Мересьеве, вспоминая при этом Павла Корчагина. В его словах звучала та сердечная теплота, с которой говорят о любимом человеке.
Столь же высокое признание среди советского читателя нашли герои романа В. Ажаева "Далеко от Москвы". Нам хочется быть такими же честными и прямыми в достижении поставленной цели, такими же страстными и непримиримыми ко всем тем, кто мешает нашему великому делу, как герои Ажаева - Батманов, Ковшов, Беридзе, Таня Васильченко и многие, многие другие.
Все мы радуемся удивительному росту талантливого белорусского поэта Аркадия Кулешова, рукоплещем успеху пьес "Зеленая улица" А. Сурова, "Московский характер" А. Софронова, с гордостью отмечаем социалистический пафос поэм Николая Грибачева, Алексея Недогонова.
Мысли и чувства героев лучших произведений советской культуры - это мысли и чувства советских людей, строящих коммунистическое общество.
"Все дороги ведут к коммунизму - это известно, - говорит главный герой пьесы А. Сурова "Зеленая улица" машинист Алексей Сибиряков начальнику дороги Кондратьеву. - Да не все дороги прямые. Трудностям в об'езд, дорога, конечно, спокойнее, да только не по нашему характеру. Время уступать никому нельзя. Вам, может быть, туда не к спеху, а у меня свой график есть. Я сам, машинист депо Сибиряков, в коммунизм прибыть желаю собственной персоной. И в нем пожить еще хочу. Своему маршруту мы "зеленую улицу" закрыть никому не позволим!"
Духу нашему чужды все затхлые отщепенцы - юзовские, борщаговские, гурвичи, данины, дайреджиевы и иже с ними, пытавшиеся свернуть нашу литературу с верного, народного пути.
Советская литература - это детище нашего народа. Вот почему очень жаль, что кафедра советской литературы филологического факультета так сиротлива в своей работе. Узок круг ее деятельности, далека она от той высоты, на которой хотелось бы ее видеть. Вплотную к изучению советской литературы мы подходим только на четвертом году обучения. А на II и даже IIIкурсах советской литературе уделяется слишком скромное место. Достаточно сказать, что на IIIкурсе работает только один спецсеминар по советской поэзии, а спецкурса вовсе нет.
Редакционные статьи "Правды" и "Культуры и жизни" об антипатриотической критике, а также статья в "Правде" "Против космополитизма и формализма в поэзии" ставят большие задачи перед кафедрой советской литературы Московского университета, где выковываются кадры советских критиков и литературоведов".
Нам с каждым днём ясней".
65 лет назад на высоте поставленных перед ним задач оказалось советское студенчество:
"До конца разоблачить буржуазное охвостье!
"До конца разоблачить буржуазное охвостье!
Редакционные статьи "Правды" и "Культуры и жизни" нашли горячий отклик в среде университетской общественности. Партия большевиков еще раз продемонстрировала свою великую заботу о благополучии и расцвете нашей отечественной советской культуры. Разоблачение группы театральных критиков, ударами в спину стремящихся свалить растущую советскую драматургию, оболгать и дискредитировать все лучшее, что было ею создано, - дает новые силы и веру не только нашим драматургам, но и каждому деятелю науки и искусства. Статьи "Правды" и "Культуры и жизни" показали, что никаким гурвичам, юзовским и малюгиным не позволено клеветать на наши достижения в любой области. Безродный космополитизм, глубоко чуждый советскому народу, безгранично любящему свою социалистическую Родину, могут проповедовать лишь люди, которым не дороги интересы коммунизма, кто бросает холопские взгляды на капиталистическую заграницу. Идеологическая диверсия, осуществляемая презренными космополитами и формалистами, получила достойный отпор.
Задача состоит в том, чтобы до конца разоблачить антипатриотических критиканов в любой области, где бы они ни подвизались. Всякое умаление успехов советской науки и искусства, необходимо связанное с рабским низкопоклонством перед иностранщиной, должно рассматриваться как антипатриотическое, антинародное дело. Космополитическим идейкам нет места на страницах советской печати, в советской аудитории. Формалисты наносили вред нашей молодежи и в самом университете. Всем известны заумные высказывания проф. Поспелова, верного оруженосца буржуазного космополита Веселовского. На искусствоведческом отделении филологического факультета работает И. Маца названный президентом Академии художеств А. Герасимовым в числе космополитов от искусствознания. Одно время в литературной студии при клубе МГУ нашу творческую молодежь "обучал" эстетствующий поэт П. Антокольский. Нужно с партийной принципиальностью и непримиримостью бороться с каждым проявлением буржуазной идеологии, закрыть все щели, через которые могла бы она проникнуть в нашу среду.
Сегодня мы печатаем отклики студентов МГУ на статьи, разоблачающие антипатриотических критиков. Взволнованные и страстные слова студентов ярко говорят о том, как дороги нашей молодежи жизненные вопросы развития советской культуры.
Задача состоит в том, чтобы до конца разоблачить антипатриотических критиканов в любой области, где бы они ни подвизались. Всякое умаление успехов советской науки и искусства, необходимо связанное с рабским низкопоклонством перед иностранщиной, должно рассматриваться как антипатриотическое, антинародное дело. Космополитическим идейкам нет места на страницах советской печати, в советской аудитории. Формалисты наносили вред нашей молодежи и в самом университете. Всем известны заумные высказывания проф. Поспелова, верного оруженосца буржуазного космополита Веселовского. На искусствоведческом отделении филологического факультета работает И. Маца названный президентом Академии художеств А. Герасимовым в числе космополитов от искусствознания. Одно время в литературной студии при клубе МГУ нашу творческую молодежь "обучал" эстетствующий поэт П. Антокольский. Нужно с партийной принципиальностью и непримиримостью бороться с каждым проявлением буржуазной идеологии, закрыть все щели, через которые могла бы она проникнуть в нашу среду.
Сегодня мы печатаем отклики студентов МГУ на статьи, разоблачающие антипатриотических критиков. Взволнованные и страстные слова студентов ярко говорят о том, как дороги нашей молодежи жизненные вопросы развития советской культуры.
Г. Стернин, студент искусствоведческого отделения филологического факультета.
Развитие советского искусства, вооруженного марксистско-ленинским мировоззрением, вдохновляемого чувством советского патриотизма, идет в упорной борьбе с тлетворным влиянием разлагающейся культуры Запада. В этой борьбе нашего искусства с чуждыми ему тенденциями большую роль призвана сыграть критика. Однако еще находятся люди, которые, стоя на позициях буржуазного космополитизма, оплевывают лучшие достижения советского искусства, неправильно ориентируют наших писателей и художников, нанося тем самым огромный вред социалистической культуре. Статья газеты "Правда" "Об одной антипатриотической группе театральных критиков" разоблачила до конца этих носителей буржуазной идеологии, глашатаев враждебных советскому искусству принципов.
Но и в области изобразительного искусства еще есть критики, подобные тем, о которых говорит "Правда". Пренебрегая интересами нашего народа, умышленно отворачиваясь от тех колоссальных достижений, которых добилось советское искусство, они пытаются протащить вредные мысли о его неполноценности, примитивности. Они силятся поставить под сомнение даже самое существование метода социалистического реализма. Среди этой группы так называемых художественных критиков должны быть в первую очередь указаны А. Эфрос, Н. Пунин, О. Бескин, уже давно известные своими клеветническими измышлениями о советском искусстве и русском классическом искусстве XIX века.
Наша художественная критика имеет свои замечательные национальные традиции. Крамской, Стасов, Салтыков-Щедрин, Короленко со страстным пылом и непримиримостью боролись за глубокое идейное содержание искусства, за его народность, реалистическую простоту средств художественного выражения.
А. Эфрос и Н. Пунин в своей неприязни ко всему передовому предпочитают придерживаться иных взглядов на искусство, восходящих к лжетеоретикам из буржуазно-дворянского "Мира искусств". Нетрудно уловить сходство между тем, как главный идеолог "Мира искусств". А. Бенуа пытался вычеркнуть из истории русского искусства реалистическую идейно-демократическую школу передвижников, с тем, как А. Эфрос, Н. Пунин и иже с ними третируют лучшие художественные произведения советского искусства.
К сожалению, взгляды А. Эфроса и Н. Пунина разделяются в известной степени частью художественных критиков. Чем, как не этим фактом, можно об'яснить то недружелюбное отношение, которое встретили со стороны этих критиков такие произведения советского изобразительного искусства, как, например, картина Лактионова "Письмо с фронта" и картина Ромаса "На плотах", удостоенные Сталинской премии. Упрекая художников и в натурализме, и в недостаточной живописной культуре, эти критики упускали из виду самое главное - то, что эти художники правильно нашли и выразили в художественно-образной форме те мысли и чувства, которыми живут передовые советские люди.
Большой вред принесли писания и разговоры этих законодателей формалистической критики и молодым искусствоведам и художникам, которым они внушали свои снобистские "идейки". Часть студенчества некритически воспринимала их слова о несовершенности работ ряда замечательных советских художников.
Статья президента Академии художеств СССР А. Герасимова наглядно показала всю неприглядную сущность этой группы злобствующих критиков.
Но мы слишком горячо верим в правоту нашего дела, в правильность избранного нашим народом пути, чтобы теории антипатриотических критиков сумели оказать на нас сколько-нибудь существенное влияние.
Наше искусство растет и совершенствуется с каждым годом. Самое существование правдивого и радостного советского искусства - отрицание и обвинение растленному антигуманистическому искусству буржуазного Запада. Ничто не может остановить победного шествия советской культуры вперед, к коммунизму. Все, кто мешает этому движению, должны быть отброшены прочь...
Развитие советского искусства, вооруженного марксистско-ленинским мировоззрением, вдохновляемого чувством советского патриотизма, идет в упорной борьбе с тлетворным влиянием разлагающейся культуры Запада. В этой борьбе нашего искусства с чуждыми ему тенденциями большую роль призвана сыграть критика. Однако еще находятся люди, которые, стоя на позициях буржуазного космополитизма, оплевывают лучшие достижения советского искусства, неправильно ориентируют наших писателей и художников, нанося тем самым огромный вред социалистической культуре. Статья газеты "Правда" "Об одной антипатриотической группе театральных критиков" разоблачила до конца этих носителей буржуазной идеологии, глашатаев враждебных советскому искусству принципов.
Но и в области изобразительного искусства еще есть критики, подобные тем, о которых говорит "Правда". Пренебрегая интересами нашего народа, умышленно отворачиваясь от тех колоссальных достижений, которых добилось советское искусство, они пытаются протащить вредные мысли о его неполноценности, примитивности. Они силятся поставить под сомнение даже самое существование метода социалистического реализма. Среди этой группы так называемых художественных критиков должны быть в первую очередь указаны А. Эфрос, Н. Пунин, О. Бескин, уже давно известные своими клеветническими измышлениями о советском искусстве и русском классическом искусстве XIX века.
Наша художественная критика имеет свои замечательные национальные традиции. Крамской, Стасов, Салтыков-Щедрин, Короленко со страстным пылом и непримиримостью боролись за глубокое идейное содержание искусства, за его народность, реалистическую простоту средств художественного выражения.
А. Эфрос и Н. Пунин в своей неприязни ко всему передовому предпочитают придерживаться иных взглядов на искусство, восходящих к лжетеоретикам из буржуазно-дворянского "Мира искусств". Нетрудно уловить сходство между тем, как главный идеолог "Мира искусств". А. Бенуа пытался вычеркнуть из истории русского искусства реалистическую идейно-демократическую школу передвижников, с тем, как А. Эфрос, Н. Пунин и иже с ними третируют лучшие художественные произведения советского искусства.
К сожалению, взгляды А. Эфроса и Н. Пунина разделяются в известной степени частью художественных критиков. Чем, как не этим фактом, можно об'яснить то недружелюбное отношение, которое встретили со стороны этих критиков такие произведения советского изобразительного искусства, как, например, картина Лактионова "Письмо с фронта" и картина Ромаса "На плотах", удостоенные Сталинской премии. Упрекая художников и в натурализме, и в недостаточной живописной культуре, эти критики упускали из виду самое главное - то, что эти художники правильно нашли и выразили в художественно-образной форме те мысли и чувства, которыми живут передовые советские люди.
Большой вред принесли писания и разговоры этих законодателей формалистической критики и молодым искусствоведам и художникам, которым они внушали свои снобистские "идейки". Часть студенчества некритически воспринимала их слова о несовершенности работ ряда замечательных советских художников.
Статья президента Академии художеств СССР А. Герасимова наглядно показала всю неприглядную сущность этой группы злобствующих критиков.
Но мы слишком горячо верим в правоту нашего дела, в правильность избранного нашим народом пути, чтобы теории антипатриотических критиков сумели оказать на нас сколько-нибудь существенное влияние.
Наше искусство растет и совершенствуется с каждым годом. Самое существование правдивого и радостного советского искусства - отрицание и обвинение растленному антигуманистическому искусству буржуазного Запада. Ничто не может остановить победного шествия советской культуры вперед, к коммунизму. Все, кто мешает этому движению, должны быть отброшены прочь...
Н. Козлов, студент филологического факультета.
Высокая идейность, глубокое понимание основных явлений нашей действительности, настоящая художественность - основные характерные черты советской литературы. И чем крепче связь с народом наших писателей и критиков, тем выше и сильнее воспитательная роль их произведений.
Я помню, как в одном провинциальном городке юноша-рабочий с восторгом говорил мне об Алексее Мересьеве, вспоминая при этом Павла Корчагина. В его словах звучала та сердечная теплота, с которой говорят о любимом человеке.
Столь же высокое признание среди советского читателя нашли герои романа В. Ажаева "Далеко от Москвы". Нам хочется быть такими же честными и прямыми в достижении поставленной цели, такими же страстными и непримиримыми ко всем тем, кто мешает нашему великому делу, как герои Ажаева - Батманов, Ковшов, Беридзе, Таня Васильченко и многие, многие другие.
Все мы радуемся удивительному росту талантливого белорусского поэта Аркадия Кулешова, рукоплещем успеху пьес "Зеленая улица" А. Сурова, "Московский характер" А. Софронова, с гордостью отмечаем социалистический пафос поэм Николая Грибачева, Алексея Недогонова.
Мысли и чувства героев лучших произведений советской культуры - это мысли и чувства советских людей, строящих коммунистическое общество.
"Все дороги ведут к коммунизму - это известно, - говорит главный герой пьесы А. Сурова "Зеленая улица" машинист Алексей Сибиряков начальнику дороги Кондратьеву. - Да не все дороги прямые. Трудностям в об'езд, дорога, конечно, спокойнее, да только не по нашему характеру. Время уступать никому нельзя. Вам, может быть, туда не к спеху, а у меня свой график есть. Я сам, машинист депо Сибиряков, в коммунизм прибыть желаю собственной персоной. И в нем пожить еще хочу. Своему маршруту мы "зеленую улицу" закрыть никому не позволим!"
Духу нашему чужды все затхлые отщепенцы - юзовские, борщаговские, гурвичи, данины, дайреджиевы и иже с ними, пытавшиеся свернуть нашу литературу с верного, народного пути.
Советская литература - это детище нашего народа. Вот почему очень жаль, что кафедра советской литературы филологического факультета так сиротлива в своей работе. Узок круг ее деятельности, далека она от той высоты, на которой хотелось бы ее видеть. Вплотную к изучению советской литературы мы подходим только на четвертом году обучения. А на II и даже IIIкурсах советской литературе уделяется слишком скромное место. Достаточно сказать, что на IIIкурсе работает только один спецсеминар по советской поэзии, а спецкурса вовсе нет.
Редакционные статьи "Правды" и "Культуры и жизни" об антипатриотической критике, а также статья в "Правде" "Против космополитизма и формализма в поэзии" ставят большие задачи перед кафедрой советской литературы Московского университета, где выковываются кадры советских критиков и литературоведов".