"Вставало в дыму наше солнце над славой отцовских могил..."

"... И первых лихих комсомольцев
Чапаев в атаки водил".


45 лет назад советская молодёжь узнавала много интересного из захватывающих рассказов старших товарищей:
«Вечер воспоминаний, где ветеранам революции, гражданской и Великой Отечественной войн, труда была предоставлена возможность рассказать о героическом прошлом нашей страны, состоялся в понедельник этой недели в малом зале Дворца культуры имени Ленинского комсомола. Здесь состоялось очередное заседание клуба «Зеленый огонек».
Разговор начал преподаватель горно-металлургического института Герой Советского Союза т. Кравец. Он рассказал об одном эпизоде из истории Великой Отечественной войны.
В 1944 году в районе Сандомирского плацдарма гитлеровцы вознамерились нанести нашим частям сокрушительный удар. Начальник танковой разведки, в которой в то время служил т. Кравец, отдал приказ группе бойцов раздобыть «языка», чтобы получше проникнуть в замыслы фашистов. Разведчики переправились через небольшой приток Вислы и устроили неподалеку от речки засаду. Ждать пришлось недолго. Как по заказу, к месту, где притаились танкисты, подъехали немцы на мотоцикле. В коляске мотоцикла сидел офицер. После небольшой потасовки он был доставлен в штаб. Случай был рядовой, и разведчики не придали ему особого значения. Офицер, однако, оказался непростой добычей. Во-первых, он был знатного рода, во-вторых, — командир саперного батальона. У него удалось выведать очень важные для дальнейших действий наших войск сведения. Пленный сообщил, где немцы наметили испытать свое новое оружие — танк «Тигр», что в дивизию прибыл конструктор этого танка и, уверенный в неуязвимости, собирается даже в одном из танков участвовать в боевых действиях. Наши войска начали подготовку к встрече «гостей». Пробный выстрел по стальным гигантским фашистским черепахам сделал командир танка Т-34 Оськин. Он выстрелил по головной немецкой машине, не зная в то время, что в ней-то как раз и сидел конструктор «Тигра». Танк вспыхнул, как свеча. Через некоторое время поле боя было перегорожено грудой стального лома. Немецкие махины, маломаневренные, страдающие конструктивными недостатками, были не оружием, а просто передвижными мишенями...
Вспомнил молодые годы и т. Гаврилин. Яркая у него была молодость. Он служил под началом легендарного военачальника Василия Ивановича Чапаева. Иван Егорович Гаврилин вспомнил такое происшествие.
«Во время подавления мятежа военнопленных чехов чапаевцы захватили легковую машину. Чапаев говорит: «Братцы, тащите пулемет и шофера давайте». И сел в эту машину. Бойцы стали уговаривать его: «Василий Иванович, ну куда ты едешь? Подстрелят тебя еще». Но он рванул на машине вперед. У нас таких машин сроду не бывало. Понятное дело, чехи решили, что это их машина. И подпустили Чапаева близко. Тут он и резанул их очередью. Вмиг подоспела конница — и белочехи были выбиты из села».
Шаг за шагом проявлялись из рассказов участников встречи этапы становления Советской республики. Это были не цифры, не сообщения знакомых исторических фактов, а живые картины, изобилующие яркими деталями.
Вечер воспоминаний об историческом прошлом Родины закончился выступлением группы коллектива оперной студии».