"Ходят тучи на границе..."

"...Вроде призраков войны,
Но недаром зорче птицы
Люди сталинской страны!"
 


75 лет назад в приграничных районах СССР многие учителя постоянно отвлекали учащихся от занятий раскатистым храпом:
«Мы живем на границе. В получасе ходьбы от школы – красно-зеленые столбы пограничного кордона, а за ними – панская фашистская Польша, голодная, нищая жизнь трудового народа, угнетаемого помещиками и капиталистами. Работа на границе полна неожиданностей, тревог и опасностей. Здесь больше, чем где бы то ни было нужны крепкие нервы, острое зрение, чуткий слух, здесь нужна подлинная большевистская бдительность. Неожиданным содержанием часто бывают наполнены на границе кажущиеся обычными по внешности вещи, явления. Лягушка заквакала в болоте – а лягушка ли это? Куст на опушке качнулся от ветра – а действительно ли от ветра? И нет ли кого там,  за кустом? Незнакомый человек идет по селу – что за человек, куда он идет, что ему надо?
... Ученики 3-го класса Вася Кулеш и Коля Дударчик в одну из перемен бегали взапуски. Вдалеке от школы, в кустах они неожиданно наткнулись на незнакомца, который шел, ощупывая палкой дорогу, будто слепой. Детей он, однако, увидел и первый поздоровался с ними:
- Здравствуйте, дети!
- Куда идете? – спросили школьники вместо ответа.
- Здравствуйте, говорю, дети!
- Документы есть? – опять вместо ответа на приветствие спросили они.
- Пошли вон! – изменил тон незнакомец, попытавшийся сразу уйти.
Но Коля не отставал от него,  а Вася тем временем стремглав бросился в школу и сказал обо всем учителю Кузьмицкому. Тот быстро собрал народ, и незнакомец был задержан. Он оказался крупным шпионом одной иностранной державы. А когда к месту происшествия приехали пограничники, они нашли в кустах еще двоих непрошенных гостей, которые думали «отлежаться» и уйти от погони.
Немало таких эпизодов в жизни нашего района. И мы, учителя, и наши питомцы, школьники, с одинаковой любовью и энергией помогаем пограничникам в их ответственной и почетной работе.
Совсем недавно нам позвонили и пограничного отряда и сказали, что, по имеющимся сведениям, в районе школы может скрываться диверсант, который убил колхозника. Мы выделили группу учителей-комсомольцев в ночные посты. Пять осенних ночей подряд, в дождь и холод, стояли учителя, как зоркие часовые,  на постах. После беспокойной ночи они направлялись в школу и, как ни в чем не бывало, занимались с ребятами. А ночью снова стояли на посту. И никто ни разу не пожаловался на усталость...
Нетрудно понять, откуда взялась эта неутомимость. Её питало благородное чувство советского патриотизма.
Я горжусь тем, что помог нашим доблестным пограничникам задержать троих диверсантов, пытавшихся перейти границу.
Один из них, который с моей помощью был задержан в прошлом году, оказался крупным, матерым шпионом.
Это было поздней осенью. В первом часу ночи шел я с политических занятий. Вдруг впереди послышался шорох. Мне показалось, что какая-то тень метнулась в кусты. Я окликнул: «Кто идет?» В ответ послышалось усиленное шуршание кустов, как бы кем-то раздвигаемых. Через несколько минут уже была организована погоня из односельчан. Немедленно я поставил в известность пограничный отряд. Собака, которую пограничники пустили по следу, не взяла след: мерзавец его чем-то полил и уходил все дальше и дальше. На поимку нарушителя поднялись соседние села. В ряд с пограничниками встали колхозные доярки и бригадиры, учителя и трактористы, врачи и агрономы. К утру нарушитель был задержан.
Тихо и безлюдно сейчас на границе. Но тихо не потому, что врага нет. Враг высматривает малейшую возможность, чтобы проскользнуть через кордон. Нелегко, однако, ему найти эту возможность. И чаще всего, нарушив нашу границу, враг попадает в руки советских патриотов-наркомвнудельцев в форме и без формы.
Николай Улитин, учитель средней школы (западная граница, БССР)».