"...К изобилию в колхозе
Нам указан верный путь".
65 лет назад чудесная советская жизнь победоносно шагала вперед в советских пьесах:
"Критика и библиография
Голос бойца
Ярослав Галан. "Любовь на рассвете", "Звезда", 1953 г. № 3.
Почти четыре года назад погиб от наемного убийцы из Ватикана пламенный писатель-антифашист, блестящий публицист, драматург и прозаик Ярослав Галан. В день смерти Ярослав Галан работал над очерком "Величие освобожденного человека". В нем есть следующие строки: "Исход битвы в западноукраинских областях решен, но битва продолжается. На этот раз – битва за урожай, за досрочное выполнение планов, за дальнейший подъем культуры и науки. Трудности есть, иногда большие: много всякой швали путается еще под ногами. Однако жизнь, чудесная советская жизнь победоносно шагает вперед и рождает новые песни, новые легенды, в которых звучит величие освобожденного человека".
Последняя пьеса Ярослава Галана "Любовь на рассвете" и посвящена развернувшейся на западно-украинской земле битве за создание новой жизни, той живительной буре, которая пронеслась над исконными украинскими землями вместе с приходом туда Советской Армии, тому очистительному пламени, в горниле которого рождались и мужали новые люди – строители этой чудесной жизни. Современная быль Ярослава Галана "Любовь на рассвете" – страстное произведение художника и публициста, пьеса о любви и ненависти, глубокая социальная трагедия, в которой острые жизненные конфликты явились отражением реальных событий того времени.
Ярослав Галан много лет работал в драматургии, его перу принадлежат свыше 10 пьес. Исключительно плодотворной была связь Галана с организованным в 1928 году по инициативе Коммунистической партии Западной Украины во Львове "Рабочим театром". В конце 20-х годов Галан написал и поставил здесь историческую хронику времен первого консульства Наполеона "Дон-Кихот из Эттенгейма", революционно-романтическую драму "Груз", комедию-памфлет, бичующую буржуазных украинских националистов, "99 процентов". Поставленные революционным "Рабочим театром", тесно связанные со всей публицистической деятельностью Галана, его пьесы страстно пропагандировали идеи пролетариата, разоблачали грязные махинации буржуазии. Несмотря на яростный вой националистов, злобные выводы реакционной печати по адресу драматурга-революционера, пьесы Галана имели огромный успех. Каждая их постановка была актом революционного значения.
После освобождения Западной Украины с новой силой раскрылся яркий талант Ярослава Галана. Его блестящие памфлеты, пламенные статьи и корреспонденции пользовались большой популярностью у советских людей. Гораздо меньше известен у нас Галан-драматург. Широкое знакомство советского зрителя с этой стороной его литературной деятельности началось после опубликования яркой публицистической пьесы "Под золотым орлом", гневно разоблачающей американский империализм. Пьеса эта и сейчас с успехом идет в десятках театров страны.
К числу лучших произведений писателя принадлежит написанная им перед смертью пьеса "Любовь на рассвете". Действие ее происходит в небольшом подкарпатском селе, в доме районного агронома Мыколы Воркалюка. И хотя сюжет пьесы несложен и совершающиеся в ней события ограничиваются одними сутками, все действие наполнено глубоким драматизмом, характеры людей значительны и интересны.
…В селе Яснычи начинается первая колхозная весна, первый сев свободных людей на свободной земле. По-разному реагируют герои пьесы на эти события. Для коммунистов Мыколы Воркалюка и председателя колхоза Ивана Негрича коллективизация в их родном, некогда нищем и обездоленном селе, является осуществлением мечты, ради которой боролись они всю жизнь. "Помнишь, Ивасик, то утро во времена Пилсудского, в Дрогобычской тюрьме, когда иы впервые получили брошюру "Что такое коллективизация?" – спрашивает Воркалюк Негрича. – Помнишь, Иван, что ты сказал тогда?
Иван. (Оживленно) Сейчас! То было… в семнадцатой камере.
Мыкола. Когда я прочитал вслух эту брошюру, ты сказал: "Теперь мне плевать на их приговор! Плевать на самого Пилсудского. Пусть дают мне уже не три, а тридцать лет тюрьмы – все равно колхоз в Яснычах будет!".
Вчерашние батраки Мыкола Воркалюк и Иван Негрич стали сегодня хозяевами, активными строителями новой жизни. Галан сумел глубоко типизировать образы этих людей, с которыми он встречался сотни раз в польских тюрьмах, в коммунистическом подполье и, наконец, в дни коллективизации.
Сын председателя колхоза Семен Негрич – человек другого поколения. Его детство прошло в панской Польше, но характер молодого Негрича складывался и мужал на фронтах Отечественной войны. С винтовкой в руках завоевывал он счастливую жизнь своим односельчанам. И сейчас Семен Негрич не мыслит жизни вне колхоза.
В пьесе, действие которой происходит в глухом подкарпатском селе, ощущается мощное дыхание времени. Создавая свой колхоз, яснычане участвуют в битве народов за мир, за счастливое будущее.
Колхозники соседнего с Яснычами села назвали свой колхоз именем Мао Цзэ-дуна. Услышав это имя, священник Юлиан говорит об экзотичности такого названия для подкарпатского села. "Неправда! Нет больше экзотики, - отвечает Мыкола Воркалюк. – Смотрите, читайте: Китай, Вьетнам, Бирма, Малайя, Индонезия – противоимпериалистический фронт протяжением 12 тысяч километров! Это уже не только забастовки и демонстрации, это вооруженная освободительная борьба народов Азии, которые идут в бой за правду под такими же самыми знаменами, под какими наши яснычане сеют сегодня семена своего счастья – коммунизм!".
Но Галан не боится показать и сложность того пути, которым идут земляки Мыколы к счастливой жизни.
Нелегкая судьба выпала на долю учительницы Варвары Петрич. Муж ее погиб на войне. Много теплых воспоминаний связано у нее со старым другом Семеном Негричем, письма которого из армии сыграли огромную роль в ее жизни. Но Семена в Яснычах нет, а рядом с ней Лука Воркалюк, сын старого Мыколы, и кажется он ей человеком интересным, много страдавшим, с тонкой, нежной душой. А Лука тонко проводит свою роль, умело используя оставшийся у Варвары от прошлого надрыв. Но недооценивает Лука одного в цельной натуре Варвары Петрич, - что уж если поняла и полюбила она всем своим существом новую жизнь, не свернуть ее с дороги, не простит она предательства никому, даже человеку, к которому зародилась у нее любовь. "…Можно вернуть утраченное здоровье, можно даже возвратить молодость, двух вещей только никакая сила человеку вернуть не может: жизни и чести, - говорит Варвара. - …Если мое сердце ослепнет, мои глаза останутся зрячими. Даже в самую темную ночь они найдут нужную мишень".
Кривыми, темными дорогами шел по жизни Лука Воркалюк: предательство, убийство, школа шпионажа в Западной Германии. Фанатически ненавидит Лука происходящие в Яснычах перемены. Но все это глубоко спрятано под его манерами "пострадавшего" талантливого человека, "чистого" музыканта. Подлинное лицо этого буржуазного националиста, непримиримого врага Советской власти, его лицемерие и жестокость не сразу ракрываются автором. Тем сильнее звучит разоблачение Луки, беспощадный приговор всем подобным ему.
Не таков его дед, кулак Штефан Петрич. Он не может скрыть накопившуюся в нем злобу, его переполняет чувство ненависти к тем, кто хозяйничает теперь на его земле. Тупой в своей злобе, Штефан не понимает характера происходящего, не видит, что возврат к прошлому невозможен. Бессилье и обреченность Штефана подчеркиваются образом его жены Олены, старой, больной женщины. Но и измученная, напуганная мужем, Олена находит силы для открытого протеста.
Интересный образ священника создает Галан в лице отца Юлиана. Попытка остаться посторонним наблюдателем не удается Юлиану. Неопровержимые факты и доказательства убеждают его в преступности мира, которому он служил. Юлиан снимает сутану и идет в "большую семью сеятелей".
Талантливый драматург Галан сталкивает всех этих, таких не похожих по своим характерам, привычкам, мировоззрению людей в доме старого Воркалюка. Идут напряженные дни посевных работ в только что родившемся колхозе, и различное отношение людей к этому событию рождает острые конфликты, действие идет стремительно, разрешается бурно, трагично.
Узнав о предательстве сына, перешедшего от разговоров к активным действиям против колхоза, посылает в него пулю Мыкола Воркалюк. Взрывом, ненавистью, которая не знает пощады, заканчивается чувство к Луке у Варвары Петрич. Погибает ее маленькая приемная дочь Параска, бросившаяся предупредить Семена Негрича о предательстве Луки. От мучительных раздумий к светлой дороге новой жизни приходит отец Юлиан.
И читатель, с напряжением следящий за перипетиями всех этих драматических событий, верит в победу колхозников из села Яснычи, с глубокой радостью слышит вновь вдохновенный голос замечательного писателя и мужественного бойца Ярослава Галана.
Ф. Светов".
("Советский Сахалин", 1953, № 140 (16, июнь), с. 2).