"…Летит и звенит над Москвой,
В ней думы Парижа,
Улыбка Парижа,
В ней голос народа живой..."
Улыбка Парижа,
В ней голос народа живой..."
45 лет назад в СССР за тонкостью разработки партитуры подтягивалась постепенно и драматургия:
"Театр
"Москва-Париж-Москва"
Пожалуй, ни у кого теперь не вызывает сомнения, что "легкому" жанру – оперетте под силу решать большие, серьезные проблемы. "Севастопольский вальс" К. Листова, "Девушка с голубыми глазами" В. Мурадели, "Черная береза" А. Новикова и другие музыкальные комедии убедительно доказали неисчерпаемость возможностей, которые открывает героика наших дней для художественного поиска.
Однако если музыкальная основа этих произведений радовала свежестью
мелодий, полифоничностью и тонкостью разработки партитуры, то драматургия, как правило, оставалась не на высоте. В этом смысле пьеса В. Винникова и В. Крахта "Москва-Париж-Москва" не является исключением. Первый акт пьесы посвящен Октябрьской революции, которая бурно ворвалась в судьбы людей, сталкивая интересы классов. Не может понять закономерность революционного обновления князь Волховитинов и уезжает с семьей в Париж. Его дочь Ирина любит матроса Михаила, но привязанность к отцу, страх перед революцией побуждают ее следовать с князем за границу. И только жена Волховитинова да откровенный приспособленец Поль радуются отъезду. Им все равно где жить, лишь бы были деньги.
Этот акт выписан драматургами несколько поверхностно, он недостаточно насыщен действием. В нем имеются несколько эпизодических ролей (бабка, Иерихонский), которые служат лишь для связки эпизодов.
Между первым и вторым действиями проходит 25 лет, и наши герои уже на французской земле ведут борьбу с фашизмом. И, наконец, еще двадцать с лишним лет отделяют третье действие от второго. К концу пьесы многие герои погибают, но остается незыблемой главная героиня спектакля – дружба советского и французского народов.
Таков вкратце сюжет нового спектакля Иркутского театра музыкальной комедии. Музыка новой оперетты написана Вано Мурадели, она отличается мелодичностью, строгой гармонией и яркой индивидуализацией образов. Запоминаются песенка "Москва-Париж", романс Ирины из первого действия, в стиле жанра написаны дуэты Волховитиновой и Поля, Гастона и Жюстины.
Нелегкая задача стояла перед артистами – прожить на сцене жизнь, рассказать о своих героях, отобразить их нелегкую судьбу. Пожалуй, более всего это удалось засл. арт. РСФСР В. Жибинову. Образ Поля, который он создает, - наиболее яркий персонаж спектакля. Автор сумел представить на суд зрителей образ закоренелого врага нашего народа, человека, для которого не осталось на свете ничего святого, кроме денег.
Когда пытаешься оценить исполнительское мастерство В. Жибинова, затрудняешься говорить об игре артиста, ибо еще ни в одной роли Жибинов не достигал такого совершенства, нигде еще мы не были свидетелями такой трансформации характера, такого поразительного слияния с образом.
Вот юный Поль. Он без денег и поэтому готов унижаться ради возможности уехать в Париж. Порывист, чуть-чуть дерзок, подчеркнуто изящен. Но вот ему удалось выкрасть сокровища Волховитиновых, и он становится хозяином положения, наглым, самоуверенным. Волею обстоятельств Поль теряет драгоценности, и стремление обрести их становится делом его жизни. Страсть к наживе толкает Поля на предательство: он выдает фашистам жену, партизан, он спекулирует на любви дочери. И когда надежды на обогащение рухнули, Поль сходит с ума.
В. Жибинов беспощадно развенчивает своего героя, он бескомпромиссен в выборе красок для характеристики Поля. Он как артист и гражданин выносит суровый приговор отщепенцу и предателю…
…Досадно, что в спектакле нет хороших балетных номеров. Физкультурные упражнения с неестественными позами танцоров, с вымученными "па" названы в программе "Утро Парижа". Оркестр под руководством И. Юзефовича звучит грамотно, стройно, чутко аккомпанируя солистам и создавая общий эмоциональный настрой спектакля…
А. Беркович".
("Восточно-Сибирская правда", 1973, № 115 (18, май), с. 4).