"…Орлиное племя - пилоты,
Хозяева синих небес".
65 лет назад в СССР космополитствующие человечки продолжали малодушничать с киноэкранов:
"Кино
"Похищение"
Весной 1950 г. чехословацкий самолет, летевший на Прагу, неожиданно свернул с курса, пересек государственную границу и приземлился в Западной Германии около Мюнхена. Самолет вели пилот и бортмеханик, состоявшие на службе у английской разведки. Пассажирами его должны были быть враги народно-демократической республики, предатели, которые направлялись для дачи лживых показаний о "коммунистическом терроре" в Чехословакии. Такими методами американские дипломаты в Организации Объединенных Наций хотели
создать предлог для вмешательства во внутренние дела демократической Чехословакии.
Но почти все изменники за день до отлета были арестованы органами государственной безопасности. Билеты, предназначенные им, поступили для продажи в общую кассу, и на борту самолета оказались честные чехословацкие граждане.
Это событие легло в основу нового фильма "Похищение", выпущенного Чехословацкой государственной киностудией. Фильм рассказывает о стойкости и мужестве пассажиров похищенного корабля, истинных патриотов своей Родины.
Пленниками американских оккупационных войск в Западной Германии оказались депутат коммунист Хорват и киноактриса, инженер Прокоп и крестьянин Байгар, шахтер Гербец, доцент Пражского университета и другие.
Скромные, простые люди отказались от американского "убежища". Они решительно требовали возвращения на родину. Напрасно полковник Джекобс, старый хищник с вкрадчивыми манерами, и майор Моррисс, матерый палач,
работник разведывательных органов США, пытались сломить посулами и угрозами отвагу патриотов, заставить их подписать "признание" о красном терроре в Чехословакии. Смалодушничал только жалкий трус, космополитствующий, опустошенный человечек музыкант Рихман.
Доллар и кнут оказались бессильными перед людьми свободной Чехословакии. Авантюра, затеянная в интересах лживой американской дипломатии в Организации Объединенных Наций, бесславно провалилась.
Постановщики фильма "Похищение" Ян Кадар и Эльмар Клос отказались от внешнего обыгрывания острых сюжетных ситуаций. Они руководствовались жизненной правдой, стремились к глубокому проникновению в психологию героев. Это позволило им создать фильм большого политического звучания и эмоционального воздействия.
Герои фильма мужают в борьбе за свою свободу, в борьбе за честь отчизны.
Далекий от политики инженер Прокоп (артист Л. Пешек) еще верил в "американскую демократию". В Западной Германии его пытались сначала подкупить, а когда это не удалось, решили отнять его изобретение. Старый инженер с ужасом убедился, что война продолжается. Маршируют отряды вермахта по дорогам Баварии, завод вместо сельскохозяйственных машин выпускает танки, и в застенках лагерей для перемещенных лиц бывшие эсэсовцы мучают коммуниста Хорвата. Много передумавший, переживший Прокоп находит свое место в общих рядах строителей новой, социалистической Чехословакии. Правдивый, обаятельный образ стойкого коммуниста Хорвата создает артист И. Догнал. Мужество сочетается в нем с трезвой рассудительностью. Лучше своих спутников разбираясь в обстановке, Хорват становится руководителем их. Спокойствие и твердость его приводят к победе.
В фильме удачно сочетаются кадры широкого обобщенно-политического звучания, почти документальные – митинги в Мюнхене и на Пражском заводе, сцена заседаний в ООН, - с тонкими психологическими деталями. Незабываемой впечатление оставляет сцена протеста похищенных пассажиров. Оскорбленные люди стоят у стены с поднятыми руками и гордо, бесстрашно поют "Это есть наш последний…"
Пошатнулся изнемогающий старый ученый. Руку его быстро поддерживает молодой боксер. "Интернационал" звучит все шире, все смелее. Американская полиция с автоматами мечется в бессильном гневе… Таких творческих находок в фильме немало.
Значительность и актуальность темы, разрешаемой в фильме, мастерское художественное воплощение ее свидетельствует о больших творческих возможностях и росте национальной кинематографии Чехословакии.
Н. Флавианова.
"Похищение". Новый чехословацкий художественный фильм, сценарий Я. Кадара, Э. Клоса и Б. Кунца. Режиссеры – Ян Кадар, Эльмар Клос. Оператор Р. Милич, художник – К. Лиер. Государственная киностудия художественных фильмов в Праге".
("Восточно-Сибирская правда", 1953, № 113 (13, май), с. 3).