"…Рвет вымпела, над башнями играя,
И изваянье Ленина стоит,
В седые степи руку простирая.
И степь пылает на исходе дня,
И тень руки ложится на равнины,
И в честь вождя заводят песнь акыны,
Над инструментом голову склоня".
В седые степи руку простирая.
И степь пылает на исходе дня,
И тень руки ложится на равнины,
И в честь вождя заводят песнь акыны,
Над инструментом голову склоня".
60 лет назад в советских совхозах для полной жизни нужна была культура:
"Состязание акынов
У казахов издавна пользуются популярностью айтысы – поэтические состязания акынов, своеобразные публичные поединки, турниры мысли, знаний, поэтического мастерства и таланта. Айтыс проводится перед народом, выступающим в роли слушателя и судьи. Акыны сочиняют песни экспромтом и сразу же их исполняют. Быстро, да еще в стихотворной форме, найти находчивый, задорный ответ, остроумные доводы, дать язвительный отпор противнику, озадачить его – это большое искусство, высоко ценимое казахским народом.
Есть в Казахстане два совхоза – Амангельдинский и Заречный. Стоят они на разных берегах реки Ишим. Только это их и разделяет. Роднит амангельдинцев и зареченцев гораздо большее – они дружат и соревнуются между собой, доблестно трудятся, любят песни, любят правдивое, острое слово своих совхозных акынов. Недавно, как сообщает "Казахстанская правда", состоялся айтыс амангельдинского и зареченского акынов. От Амангельдинского совхоза выступал Мадет Мухамедгалиев – рабочий, обучающийся сейчас на курсах трактористов. От Заречного совхоза пел пастух Тержан Тулегенов. Айтыс этот был не очень-то
Приятным для зареченцев, зато амангедьдинцы торжествовали – к ним перешло переходящее Красное знамя райкома партии.
Айтыс происходил на центральной усадьбе совхоза Амангельды. Мы воспроизводим запись айтыса в очень кратких выдержках по тексту "Казахстанской правды". Той бастар (вступление) произнес народный акын Северо-Казахстанской области Ахметжан Нуртазин.
...Ты пой, не жалея ни сил, ни слов,
О миллиарде целинных пудов,
Амангельдинский акын Мадет.
Ему в красноречье соперников нет.
Тержан из "Заречного" также силен,
Умом и талантом весьма наделен.
Акыны, таланты свои покажите,
О людях совхозов своих расскажите.
И рассказ – айтыс начался...
МАДЕТ:
Я славлю совхоз свой Амангельды,
Его богатство, его труды,
Его замечательный дружный народ,
Идущий в гору из года в год.
Видишь, Тержан, как богато живем?
Видишь, как дружно вперед мы идем...
Силосом ямы у нас полны.
Стада, и отары, и табуны
До самого мая у нас с кормами,
Попробуй, сосед, потягаться ты с нами.
ТЕРЖАН:
...Пусть правдою песня рубит, как меч,
Ты знаешь, что факты – упрямая вещь...
Ты долго бахвалился, что есть силы,
Хвалился, что есть у вас сено и силос...
По настригу шерсти вы плана не дали.
Не значит ли это, что здесь вы отстали?..
А наш же настриг, я скажу тебе прямо,
По три килограмма четыреста граммов.
Ну, что же молчишь ты? Иди и запой.
Не то засмеется народ над тобой.
МАДЕТ:
Я вижу, язык ядовит твой, Тержан,
Да песня твоя – беспросветный туман.
Иди, полюбуйся – в любой нашей базе
Тепло и уютно, нет признаков грязи...
Мы были в овчарнике как-то у вас,
В нем темень такая, хоть выколи глаз.
И пол в нем срастается с потолком,
Поёшь ты, Тержан, об уюте каком?..
ТЕРЖАН:
Ты пренебрег кукурузой, Мадет,
Вот почему у вас силоса нет.
Откуда ему бы у вас появиться?
Ведь вы кукурузе не дали родиться...
Давно всем известно – весенний день
Кормит год, не жалует лень.
...Ты выглядишь что-то, как битый петух,
Очей твоих пламень бесследно потух.
...Для жизни полной нужна культура,
Но клубов на фермах у вас не найдешь,
Так где же проводит досуг молодежь?
МАДЕТ:
Пусть будут слова твоей песни и сладки,
Но ты забываешь свои недостатки.
Местных и даже центральных газет
Во многих домах и в помине нет.
Не будем людей мы вводить в заблужденье,
Мало у вас еще культучреждений,
Душа у вас о них не болит,
Невзрачны клубы ваши на вид.
Мадет и Тержан остро критиковали нерадивых и ленивых, похвалили "славных умом", "славных делом". Свой спор они закончили взаимными пожеланиями успехов в работе и призывом "опытом в нашем счастливом труде давайте делиться во всем и везде".
Акыны, прославившие себя в айтысах в далекие времена, вынуждены были славить ханов и баев, выступать представителями аулов и родов в их бесконечных распрях и спорах.
Новые времена – новые песни! Хорошо заключил айтыс Ахметжан Нуртазин:
Здесь в схватке айтыса акыны сражались...
Их песнь лилася струею упругой.
В ней люди совхозов узнали друг друга...
Из этой критической, дружеской схватки
Каждый свои уяснил недостатки.
И к их устраненью наметил пути,
Чтоб к новым победам совместно идти... "
"Литературная газета", 1958, № 47 (19, апрель), с. 3).
"Литературная газета", 1958, № 47 (19, апрель), с. 3).