"Итак, вперед, друзья! И слава смелым!..."

"…Так политрук закончил речь свою. 
И танк повел, чтобы геройским делом 
Свою беседу подкрепить в бою".
 


65 лет назад в СССР очень просила дать ей по шапке редколлегия журнала "Новый мир":
"О романе В. Гроссмана "За правое дело"
Ниже печатается присланное для опубликования в "Литературной газете" постановление редакционной коллегии "Нового мира", подписанное главным редактором журнала А. Твардовским и членами редколлегии Ан. Тарасенковым, В. Катаевым, К. Фединым и С. Смирновым.
"В №№ 7, 8, 9, 10 журнала "Новый мир" за 1952 год была опубликована первая часть романа В. Гроссмана "За правое дело". Это произведение подверглось критике в ряде писем читателей, на обсуждении, проведенном в редакции журнала 21 февраля с. г., на читательской конференции в ЦДСА, а в последнее время на страницах "Правды" (статья М. Бубеннова), "Коммуниста" (статья А. Лекторского) и "Литературной газеты" (редакционная статья).
Редколлегия журнала "Новый мир" считает, что эта критика вскрывает серьезные идейно-художественные пороки романа В. Гроссмана, посвященного ответственнейшей теме Сталинградской битвы.
Исходя из глубоко неверной, "доморощенной" философской концепции, В. Гроссман строит свое повествование о первом периоде Отечественной войны на основе вневременной и надисторической трактовки важнейших событий в жизни советского народа.
Исчерпывающе ясные сталинские положения о причинах возникновения второй мировой войны и о факторах, определяющих ее ход, В. Гроссман подменяет путаными и расплывчатыми идеями "извечной" борьбы "добра и зла", "тьмы и света", вложенными в уста персонажей романа – академика Чепыжина и профессора Штрума и никак не комментированными со стороны автора.
Вместо пафоса неодолимого сопротивления советского народа немецко-фашистским захватчикам, пафоса веры в победу и воли к победе, не покидавших наших людей в самые тяжкие и грозные дни испытания минувшей войны, В. Гроссман – вольно или невольно – во многих случаях утверждает пафос жертвенности и обреченности, окрашивающий судьбы большинства его непосредственно действующих в бою героев.
Тенденциозно, вопреки правде жизни, наиболее значительное место в романе В. Гроссман отводит героям не действующим, а рассуждающим и рефлектирующим, видя в них некий интеллектуальный фокус эпохи (Штрум и др.), и неправомерно обедняет и принижает духовную жизнь непосредственных тружеников войны – бойцов и командиров, способных, якобы, только на подвиги самопожертвования, но чуждых большого исторического осмысления совершающихся событий (Вавилов и др.)
Неполнота и однобокость рисуемой В. Гроссманом картины особенно резко обнаруживается в отсутствии показа организующей и вдохновляющей роли Коммунистической партии в Великой Отечественной войне. Слабо показаны в романе политработники, коммунисты-бойцы и коммунисты-командиры. В результате Советская Армия в романе Гроссмана лишилась своего особого, отличительного идейно-политического облика. Писатель оказался не в состоянии выразить ее высокий моральный дух, ее воодушевленность идеями коммунизма и железную дисциплину ее рядов, основанную на политической сознательности.
Слабо и бегло показано в романе кровное братство советского тыла и фронта в дни войны, плохо изображены люди, чей труд на заводах и в колхозах обеспечивал наши победы над врагом.
Роману свойственны композиционная рыхлость и разбросанность повествования, загроможденность случайными, мало характерными персонажами и эпизодами, растянутость. Все это, находясь в зависимости от эклектической, путаной идейной основы романа, заслоняет те удачные эпизоды и те яркие образы и портреты отдельных людей фронта и тыла, которые могли бы получить иное, положительное развитие в романе.
Неправильно полагая, будто сделанные автором по совету редакции сокращения и исправления текста и наличие художественных достоинств в отдельных главах уже позволяют напечатать этот роман, редколлегия не разглядела его существенных идейно-художественных пороков.
Редколлегия считает, что она обязана извлечь все уроки из совершенной ею серьезной ошибки и решительно повысить свою требовательность к идейному и художественному качеству печатаемых в журнале произведений.
Редколлегия считает необходимым чаще привлекать коллектив коммунистов партийной группы редакции к обсуждению важнейших произведений, предназначенных для опубликования в журнале.
Редколлегия просит Секретариат ССП в ближайшее время принять меры к укреплению состава редакционной коллегии "Нового мира".
("Литературная газета", 1953, № 27 (3, март), с. 3).