"Белорус и армянин, украинец, молдаванин…"

"…Осетин, казах, татарин, 
И эстонец, и грузин - 
Все народы, как один!"


70 лет назад в СССР впервые снимавшиеся в кино эстонские артисты сразу создали запоминающиеся образы:
"Кино
"Жизнь в цитадели"
Первый эстонский художественный фильм
Высоким, крепким забором отгородил от внешнего мира свой дом, свою семью, свою жизнь профессор Мийлас. Разочарованный, ожесточенный против "мира несправедливости", старый ученый думает, что его "цитадель" изолирует его от политических страстей, а занятия "чистой наукой" дадут ему душевное удовлетворение. В молодости профессор Мийлас рвался к большой, плодотворной работе на благо своей родине. Он мечтал о том, чтобы осушить тысячи гектаров заболоченной почвы и на месте болот увидеть тучные нивы, растущие на плодородной земле. Но хозяевам буржуазной Эстонии не нужен был этот смелый проект. И ученый отказался от дальнейшей борьбы, избрав своим девизом: "Удел науки – блестящее одиночество".
Теме прозрения интеллигенции, разоблачение иллюзии возможности жить в полной отрешенности от политики и социальной борьбы и посвящен первый эстонский художественный фильм (сценарий Л. Трауберга, постановка заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР Г. Раппапорт, художники Е. Еней, А. Шильдкнехт и И. Иванов, композитор лауреат Сталинской  премии Э. Капп).
Но действительность жестоко разрушает иллюзии профессора Майласа. Он сам, его семья, друзья, знакомые железной логикой борьбы вовлекаются в бурный водоворот событий, а его дом – его "цитадель" становится ареной жестоких схваток.
Два лагеря борются в "цитадели". Старший сын Мийласа от первого брака Ральф и племянник Рихард – фашисты, гестаповцы. Они прячутся в доме профессора, когда Советская Армия выбрасывает немцев с эстонской земли, и делают "цитадель" явочной квартирой диверсантов и предателей эстонского народа.
Ученый не знает, что гестаповцы не арестовали его младшего сына Карла, не потому, что имя ученого известно миру, а потому, что Ральф был гестаповцем. Ослепленный своим стремлением отгородиться от внешнего мира, в Ральфе он видит своего помощника и преемника и не замечает, что дом профессора Мийласа, его имя стало удобным прикрытием для подлых предателей и убийц, готовых вонзить нож в спину эстонского народа.
Второй лагерь – советские патриоты: дети Мийласа Карл и Лидия, сын экономки профессора – майор Советской Армии Анс Куслан, писатель, бывший партизан, Ян Сандер.
Долго старый профессор не может разобраться, где его друзья, где враги. Мучительно трудно приходит он к выводу, противоположному его старому умозаключению, - нужно воевать для того, чтобы спасти мир для науки! Для того, что прозреть, Мийласу нужно было увидеть кровь на улицах родного города, трупы детей и женщин, погибших от взрыва, организованного фашистскими диверсантами. А потом дома, в своей "цитадели" убедиться, что это его сын Ральф – убийца этих невинных жертв. Профессор сам едва не становится жертвой своего сына – фашиста, но твердая рука истинного друга – майора Куслан спасает его.
С какой радостью возвращается ученый к творческому труду на благо своего народа, каким вдохновением горят его глаза, когда он смотрит на бесплодную равнину и говорит:
- Значит я тоже начну воевать! И когда-нибудь мы с вами также подойдем к окну, а там будет хорошая, теплая земля, будут поля и сады, будут цвести розы и хлеб!
События в "цитадели" происходят на героическом фоне Великой Отечественной войны, - это придает им особую глубину и значимость.
Большой заслугой постановщика является то, что он сумел подчеркнуть тему национальной дружбы народов Советского Союза, животворной силы советского патриотизма, советского строя, умно разоблачить прогнившую теорию аполитичности науки, столь модную за рубежами нашей Родины. Коллектив  актеров, художники, композитор и оператор (С. Иванов) бережно доносят до зрителя национальный колорит произведения.
Эстонские артисты впервые снимаются в кино, но тем не менее они создали запоминающиеся образы. Народный артист Эстонской ССР Х. Лаур (проф. Мийлас), артисты Л. Роял (Ральф), Л. Лаас (Лидия Мийлас), Б. Куускемаа (экономка Анна), А. Сярев (доктор Рихард), - хорошо справились со своей задачей.
Советская кинематография обогатилась новым произведением. "Жизнь в цитадели" – хороший, волнующий фильм, который с интересом будут смотреть наши зрители.
Л. Кульков".
("Советский Сахалин", 1948, № 73 (27, март), с. 3).