"Смычок все понял, он затих…"

"...А в скрипке эхо все держалось... 
И было мукою для них, 
Что людям музыкой казалось".


70 лет назад в СССР слепо топало по стопам Шостаковича большинство бурят-монгольских композиторов:
"Работники искусства и культуры одобряют постановление ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба"
Создать музыку, достойную нашего героического народа
(С собрания работников искусства гор. Улан-Удэ)
Постановление ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба" В. Мурадели нашло живейший отклик среди трудящихся республики, особенно среди нашей интеллигенции.
Оживленно прошло общегородское собрание творческих работников – композиторов, писателей, артистов и художников. На собрании приняли участие секретарь Обкома ВКП(б) тов. А. Я. Казаков и зам. Председателя Совета Министров тов. М. П. Хангалов. С докладом о постановлении ЦК ВКП(б) выступил начальник Управления по делам искусств тов. Бедлинский К. Б.
Докладчик рассказал, что после известных постановлений ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", о кинофильме "Большая жизнь", о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению советские писатели и мастера сцены добились крупных сдвигов. У нас появились актуальные произведения, проникнутые духом большевистской партийности, высокой идейности. Театры нашей республики повернулись к современной теме. Из 28 спектаклей, выпущенных в театрах БМАССР в 1947 году, 22 спектакля были посвящены современной теме. Но отстает у нас музыкальный фронт.
Так, композитор Ямпилов в своем музыкальном произведении "Поэма о баторе" – увертюре для симфонического оркестра – дал сплошное нагромождение аккордов. А тема требовала от композитора большой широты, эмоциональности. В ней нет ничего национального, народного в лучшем смысле этого слова. Тема борьбы подменена композитором судорожными конвульсиями. Все это сделано в тусклых тонах и регистрах, мелодия затухает, умышленно прерывается нестройным шумом. Это скорее всего случайный набор сочетаний музыкальных фигур, делающий музыку убогой, неприятной, лишенной всякого содержания. Музыка Ямпилова чрезвычайно однообразна. Композитор оторвался от источников народной музыки, погнался за модным, формалистическим течением, и утратил реалистический почерк. Его творчество достойно сурового осуждения.
Композитор Аюшеев в своей поэме для симфонического оркестра тоже слепо идет по стопам Шостаковича. Вот почему его музыка мало понятна. Аюшеев формально относится к мелодии. В произведении "Дур тайб" он не учитывает возможностей певца. Его "Аршан" – бледен и наводит уныние. После окончания консерватории Аюшеев ослабил творческую работу.
Батуев – песенник, обладающий мелодраматическим дарованием, но он страдает полным незнанием гармонии, технической беспомощностью, низким уровнем музыкальной культуры.
У композитора Дадуева вообще отсутствует всякая форма.
Все это является результатом зазнайства, переоценки своих возможностей. Иные из них страдают "гигантоманией" – стремлением обязательно создавать крупные вещи, игнорируя песню, романс, танец. У Аюшеева не получается ни опер, ни балета, а за создание массовых песен он не берется.
Наши композиторы стоят в стороне от изучения русской и западной музыкальной классики.
Сидоров работает в области жанровой и легкой музыки. Но и у этого квалифицированного композитора музыка для спектаклей иногда не соответствует духу сценического материала, он не сглаживает, а выделяет недостатки некоторых постановок. Этот композитор стоит в стороне от союза, а Союз советских композиторов БМАССР не привлекает его к своей работе.
Наши певцы, музыканты-исполнители и танцоры жалуются, что еще не создана музыка выявления их творческих возможностей. Музыка – узкое место в ансамбле и оркестре филармонии.
Далее докладчик отметил, что музыкальная критика стоит еще на низком уровне. Между тем, композиторы республики в большом долгу перед народом, их творчество заслуживает серьезной критики.
В прениях по докладу выступили народный артист СССР тов. Г. Цыдынжапов, старейший писатель БМАССР тов. Х. Намсараев, председатель правления Союза советских композиторов тов Д. Аюшеев, скрипач тов Н. Маторин, драматург тов. Н. Балдано, руководители филармонии тт. П. Кручинин и Л. Израйлевич, художественный руководитель республиканского русского драматического театра тов. Я. Уринов, балетмейстер тов. М. Арсеньев, поэт тов. Д. Хилтухин, артист тов. Николаев, художественный руководитель республиканского колхозно-совхозного театра тов. Красный и другие.
На собрании выступил секретарь Обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации тов А. Я. Казаков".
***
За народность в музыке
Н. Маторин, заслуженный артист БМАССР
- С большим удовлетворением встретил советский народ постановление ЦК ВКП(б) об опере "Дружба народов" В. Мурадели, - говорит тов. Маторин, - оно вскрывает и ошибки в творчестве бурят-монгольских композиторов.
Композитор Ямпилов в течение ряда лет является представителем сумбурного, антихудожественного направления. Его "Поэма о баторе" представляет собой не цельное музыкальное произведение, а хаотическое убогое по музыкальной мысли, почти с полным отсутствием мелодии.
Композитор Аюшеев в своей симфонии, в двух симфонических сюитах, поэме для скрипки с оркестром показал себя не композитором, а "изобретателем" различных формалистических музыкальных предложений, непонятных широкому кругу трудящихся масс.
Композитор Батуев за 10 лет своей композиторской работы не мог изучить многоголосие (полифонию), сонатную форму – основу симфонического письма. Такой путь может завести композитора в тупик, выхолостить все то, что есть у него содержательного и интересного.
Творческой дискуссии в Союзе советских композиторов БМАССР не было. Критика и самокритика отсутствовали в повседневной работе. Это превратило Союз советских композиторов БМАССР не в общественно-идейную творческую организацию, а в узкую касту людей, оторванных от народа, не понимающих его запросов.
Почему мы не слышим полнозвучной бурят-монгольской песни? Потому, что в Союзе композиторов были в моде отсталые и вредные "теории", вроде той, что писать в лад бурят-монгольские песни скучно и неинтересно, как это исповедывал Ямпилов.
Наши композиторы не прислушивались к голосу критики в республиканских газетах, которые своевременно указывали на срывы в их работе.
Народ ждет от своих композиторов создания музыкальных произведений, достойных советской эпохи."
***
Ближе к песне
М. Бухбиндер, главный дирижер Бурят-Монгольского ордена Ленина музыкально-драматического театра
Выход постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля мы встретили с большим удовлетворением. Раньше каждый из нас в глубине души чувствовал, что произведения современных симфонистов не трогают нас, не волнуют. Совсем иное дело, когда исполняют русскую музыкальную классику. Теперь нашим композиторам указан путь для создания музыки, которая была бы подлинно народной.
Постановление партии имеет прямое отношение и к нашим бурят-монгольским композиторам. Я считаю основным недостатком композиторов БМАССР – катастрофически низкий уровень музыкальной культуры. Иные из них ошибочно думают, что надо изобретать какие-то особые приемы в композиции бурят-монгольской музыки. Им надо учиться у классиков русской музыки.
Наши композиторы напрасно игнорируют обработку бурят-монгольской народной песни. Песни же, которые были написаны год назад в Курумкане, лежат в портфеле тов. Аюшеева, председателя правления Союза советских композиторов, без всякого движения.
Странную позицию занимает радиокомитет, который пропагандирует недоброкачественную музыку сверх всякой меры. Он передает все, что ему принесут.
Постановление ЦК партии призывает нас к тому, чтобы музыкальная жизнь забила ключом".
 ("Бурят-монгольская правда", 1948, № 42 (28, февраль), с. 2).