"В магазине как в лесу…"

"…Можно тут купить лису…"


70 лет назад в СССР набирала ход торговля без карточек:
"Как торгуют в Самарово?
Прошло более полутора месяцев, как вышло в свет историческое постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары.
На днях нам пришлось познакомиться с тем, как Самаровский рыбкооп организует торговлю без карточек.
Что мы увидели в магазинах?
Заходим в магазин № 8, где заведующей т. Начганова. До последних дней этот магазин почему-то считался закрытым. Даже сейчас покупатели, заходя в магазин, задают вопросы:
- Можно зайти?
Спрашиваем продавца:
- Что можно у вас купить?
- Все, кроме хлеба и некоторых продуктов. Хлеб только для прикрепленных. Промтовары некоторые тоже приходится призадерживать.
- Почему "призадерживать"?
- Заведующий райторготделом т. Звягин так наказывал, - отвечает она.
Обстановка в магазине неприглядная: холодно, грязно, на прилавке хлебные крошки. Рядом с полкой, на которой лежит хлеб, висит грязное полотенце. Нет, неприветливо встречают в магазине № 8. Здесь не предлагают товаров покупателям.
Наиболее многолюдным магазином является раймаг. Как же здесь поставлено обслуживание потребителей? Правда, в магазине хорошо сделаны выставки товаров, чисто, но страшный холод: температура в помещении не отличается от уличной. Пол покрыт снегом. Продавщицы тепло одеты, на руках у них варежки или перчатки.
Беседуем с продавцами и зав. раймагом т. Кожевниковой. Узнаем, что магазин уже много дней не отапливается, нет дров. В правлении рыбкоопа сказали: дров подвезти не можем, да и раймаг отапливать необязательно.
- Но ведь здесь работают живые люди, да и товары портятся, - возражали работники раймага.
- За порчу товаров вы отвечать не будете, - заявил зав. торготделом рыбкоопа тов. Трифонов.
В магазине действительно уже много попортилось товаров: потрескались стеклянные сосуды с жидкостями. Красным вином из-за холода здесь давно не торгуют. Зав. скобяным отделом т. Чульчумов недавно, при отпуске большой партии металлических товаров, поморозил пальцы рук…"
 ("Сталинская трибуна", Ханты-Мансийск, 1948, № 27 (3, февраль), с. 2).