"…Лист, как снег, забелел на доске:
Сколько срублено и отгружено, -
Прочитай в "боевом листке".
70 лет назад не всегда была высокой дисциплина на советский лесосеках:
"Самотек
(От нашего собственного корреспондента)
Селенгинский леспромхоз Управления местной топливной промышленности ведет заготовку строевого леса для новостроек Улан-Удэ, а также крепежа для угольной промышленности. План как по заготовке, так и вывозке с начала сезона из месяца в месяц срывается.
Причина этого, прежде всего, в том, что колхозы не выполнили своих обязательств, не выставили во-время людей и тягловую силу. В настоящее время здесь работают 106 лесорубов, вместо 230, и 67 возчиков, вместо 130.
Колхозы должны были отправить людей и лошадей еще 1 ноября 1947 г. На сегодня Прибайкальский аймак выставил 27 человек, вместо 55, и 28 возчиков, вместо 50. А такие колхозы, как им. Калинина, им. Чапаева, им. Кирова, им. Жукова, до сего времени не выслали ни людей, ни тягловую силу.
К исходу января колхозы Прибайкальского аймака выполнили сезонный план по заготовке лишь на 30 процентов, а по вывозке и того меньше. Колхозы Иволгинского аймака план заготовок выполнили на 14 процентов, вывозки – на 13 процентов. Кабанские колхозы выполнили план заготовок на 11 процентов, по вывозке всего лишь на 8 процентов.
Производительность сезонных лесорубов и возчиков крайне низка. Дневное задание выполняется не более, чем на 40 процентов, а возчиками еще меньше. Объясняется это плохой организацией труда и отсутствием должного руководства работами со стороны дирекции леспромхоза. Вывозка леса на берег реки производится по неблагоустроенным дорогам.
Есть и другая причина. Бригадир лесозаготовок Антонов из колхоза "3-я пятилетка", Иволгинского аймака, продолжительное время занимался подвозкой сена для лошадей, а не вывозкой леса. То же делала бригада Шункова из колхоза им. Ленина.
На лесосеках низка трудовая дисциплина. Не ведется борьбы с прогульщиками. Прогулы вошли в систему. Многие лесорубы в течение полумесяца работают не более 5 дней, остальные дни прогуливают. Лесорубы А. В. Качин из колхоза им. Чкалова, Кабанского аймака, и Михейкин из колхоза им. Сталина, этого же аймака, систематически прогуливают и это проходит безнаказанно.
Учет труда рабочих запущен. Сведения о выполненной работе даются в контору только в конце пятидневки. При такой постановке дела нельзя правильно руководить ходом лесозаготовок, вся работа идет самотеком. 30 января, например, руководители леспромхоза не имели сведений о том, сколько заготовлено и вывезено древесины за последнюю пятидневку. Из-за плохой работы бухгалтерии до сего времени не представлен годовой отчет.
Леспромхоз не выполняет производственный план. Отделение Госбанка отказалось финансировать предприятие, и сейчас денежные затруднения срывают всю работу. Вывезенный на станцию Татаурово крепежный лес, так нужный для угольной промышленности, лежит уже около 3-х недель, потому что леспромхоз не имеет денег, чтобы отправить лес по назначению. Зарплата рабочим выдается несвоевременно.
Бытовые условия кадровых и сезонных рабочих плохие. В бараках лесорубов нет освещения, даже в конторе леспромхоза имеется всего одна лампа, стены и потолок закопчены, печи дымят. Баня имеется, но пропускная способность весьма ограничена. Общественное питание не организовано. Нет радио. Газеты поступают сюда нерегулярно. Здесь даже не знали и стахановском месячнике на лесозаготовках.
Начальник Управления тов. Ляпина хорошо знает положение, в котором оказался леспромхоз, но мер к улучшению его работы не принимает. Недавно здесь побывал инженер Управления тов. Намсараев. Он приехал, посмотрел и уехал, а делу нисколько не помог.
Директор леспромхоза тов. Рейх также никаких мер не принимает к тому, чтобы
леспромхоз не был в долгу у государства. "Кабинетный директор", - так обычно отзываются о Рейхе рабочие предприятия.
Ф. Палеха".
("Бурят-монгольская правда", 1948, № 32 (14, февраль), с. 3).