"Друзья! Наш долг - стоять всегда... "

"...На вахте мирного труда,
Идти вперёд -  таков закон у нас,
Работа ждёт, и дорог каждый час"


65 лет назад в СССР нельзя было забывать указание партии о заострении образа:
"Театр
"Самое заветное"
Спектакль Иркутского театра музыкальной комедии
Жанр советской оперетты все еще переживает период становления. Не так давно в ходу были музыкальные комедии типа "пьесы с музыкой", в которых музыкальное начало было сведено к подсобной роли и носило более или менее случайный характер ("Суворочка" Фельцмана). Бывало и так, что музыка нивелированного, условно-"европейского" стиля шла вразрез с русским содержанием сюжета ("Акулина" Ковнера). Ясно, что музыкальные спектакли подобного склада не могли удовлетворить советского зрителя. Перед композиторами стоит задача создания новой советской оперетты, в которой пьеса и музыка были бы самобытны и органически слиты. Образы советских людей должны стоять в центре произведений.
Композитору В. Соловьеву-Седому удалось создать произведение, в известной степени приближающееся к такому образцу советской оперетты. Речь идет об оперетте "Самое заветное", поставленной Иркутским театром музыкальной комедии (текст В. Масса и М. Червинского). Это, прежде всего, повествование о наших советских людях сегодняшнего дня, о новой колхозной деревне, не только житнице нашей Родины, но и неиссякаемой кузнице кадров, откуда пополняется армия советской интеллигенции.
Пьеса не свободна еще от шаблонов старой опереточной драматургии ("параллельные" любовные пары, традиционный разрыв между героем и героиней в конце второго акта и т. п.). И все же, при всем этом, при известной схематичности персонажей, пьеса подкупает правдивым, оптимистическим изображением советских людей. Советская деревня показана такой, какая она есть – культурной, зажиточной. Колхоз села "Заветное" даже имеет собственный колхозный санаторий. Многие представители молодежи колхоза обучаются в высших учебных заведениях страны. И характерно: сельская молодежь, находясь в вузе, продолжает чувствовать себя неразрывно связанной с родной деревенской средой. Не успел как следует осмотреться приехавший домой на каникулы студент-горняк Вася, как бежит уже к трактору, на котором он работал раньше.
Деловое, хозяйственное отношение к посланной на учебу молодежи проявляет и колхоз. Член правления артели, старый колхозник Игнатий Григорьевич требует у ребят зачетные книжки, кровно интересуясь успехами, отечески выговаривая за полученные тройки, подходит к студентам с позиции рачительного хозяина, берегущего государственную копейку. О ликвидации существенных различий между городом и деревней, о зримых чертах коммунизма – самого заветного в помыслах и чаяниях советского народа – рассказывает это новое произведение.
Интрига пьесы несложна. Хороший в существе своем советский парень Павел Куликов, комбайнер, не раз ставивший рекорды производительности труда, заболел головокружением от успехов. Торопясь поскорее связать свою судьбу с вузовкой Настей Макаровой, Павел требует, чтобы она бросила учебу. Колхозная общественность перевоспитывает парня. Тема борьбы с пережитками капитализма является основой конфликта пьесы.
Наряду с линией Павла и Насти развертываются две побочных: линии любви симпатичного, пожилого почтаря Тютюкина и колхозного шофера Евдокии Петровны, линия взаимного пылкого влечения студента Васи и колхозницы Зины Куликовой.
Радует музыка оперетты. Замечательный мастер-песенник В. Соловьев-Седой насытил музыку оперетты рядом интересных, запоминающихся мелодий. Это, прежде всего, вступительная песня Зины с хором подружек. От нее веет бодростью, жизнью. Очень характерны дуэт Клякушева с Тютюкиными терцет (Евдокия Петровна, Тютюкин, Клякушев). В музыке этих ансамблей много забавного и оригинального. Лирическая песня девушек на полевом стане выдержана в манере народных "страданий". Хороша содержательная песня о Москве. С большим успехом проходят два "ударных" музыкальных номера оперетты: хоровод-секстет (три девушки и три парня) чудесного народного колорита и песенка Васи "Закурю-ка, что ли папиросу я", в удачно найденных интонациях которой композитор тонко передает разлад, происходящий в душе парня. Есть и неудачные моменты в музыке, в партиях главных действующих лиц, моменты явно мелодраматической окраски. Но в целом музыка "Самого заветного", единая в русском колорите, заслуживает положительной оценки.
Коллектив артистов театра во главе с постановщиком, заслуженным артистом РСФСР Н. Н. Буториным вдумчиво, тщательно работал над спектаклем. Чтобы глубже и ярче отразить жизнь колхозной деревни, группа актеров, занятых в постановке, выезжала в один из колхозов Иркутского района.
Павел, главный герой пьесы в исполнении артиста В. К. Кленерта – горячий, увлекающийся юношу. Он близко к сердцу принимает перипетии жизни и бурно на них реагирует. Образ получился жизненный, в реальность его веришь. Артисту, однако, необходимо серьезно поработать над вокалом и изжить ту неприятную надтреснутость, дребезжание, которое слышится иногда в его голосе.
Удачным является и образ председателя колхоза Елизаветы Александровны (артистка И. А. Рогозинская). Это серьезная, деловитая, умная советская женщина. Но в чувствах Елизаветы-матери, как нам кажется, есть некоторый "перехлест". Елизавете нужно пожелать больше стойкости, душевной твердости в тех сценах, где она душой болеет за дочь. Образ от этого только выиграет.
Следует отметить также мягкую реалистическую игру артистки М. А. Морозовой, исполняющей роль шофера Евдокии Петровны. Хорош и ее "партнер" артист Г. С. Муринский, очень тепло и тактично играющий скромного человека, связиста Тютюкина.
Роль Клякушева, труса и лодыря, исполняет артист Г. Л. Коржановский. Образ этот представляет немалый интерес. Следует сказать, что авторы пьесы недостаточно заострили образ Клякушева, проявили к этому фальшивому человеку какую-то снисходительность. Нельзя сказать, что автор поверхностно ведет свою роль. Чувствуется, что он вложил в нее немало труда. Клякушев в исполнении Г. Л. Коржановского смотрится с интересом, в нем удачно найден и внешний облик.
Зритель воспринимает в нем труса, эгоиста и лодыря. Но артист не нашел еще тех красок, какие нужны для полного прочтения характера этого проходимца, зараженного капиталистическими пережитками. Артист должен отбросить боязнь заострения контрастных эмоций. Нельзя забывать указание партии: "Сознательное преувеличение, заострение образа не исключает типичности, а вполне раскрывает и подчеркивает ее".
Отлично, с подкупающей простотой играет артист Н. Л. Каширский. Образ милого, задушевного юноши Васи, яркими штрихами очерченный артистом, запечатлевается в памяти. Хороша и непосредственная, жизнерадостная Зина (артистка М. А. Кувшинова).
Усилия артистки И. Е. Поповой должны быть направлены в сторону преодоления чрезмерного лиризма и элегичности, в плане которых она проводит роль. Настя, изображаемая артисткой, отнюдь не "опереточная героиня" в старом понимании этого термина. Она прежде всего советская девушка, жизнеспособная, со здоровой психикой. Черты надлома, душевной опустошенности, которые проглядывают в трактовке И. Е. Поповой, - заряд, бьющий мимо цели.
Дирижер Л. З. Балло живо и энергично ведет спектакль, добившись хорошей слаженности всех его музыкальных компонентов.
Одобрения заслуживают отличные декорации спектакля, реалистически ярко воспроизводящие красоту родной природы. Наряду с автором их – художником Г. В. Будриным должны быть отмечены и художники-исполнители Т. А. Аладышева и А. И. Морозов.
Спектакль "Самое заветное" – значительный творческий успех работоспособного коллектива Иркутского театра музыкальной комедии.
В. Сухиненко".
("Восточно-Сибирская правда", 1953, № 37 (13, февраль), с. 2).